Нотная грамота для бухгалтера

Нотная грамота для бухгалтера

28.04.2007 распечатать

Многие из числа самых известных в мире пианистов и оперных певцов – выходцы из Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Интересно, как осуществляется учет в этой обители вдохновения?

Ответы на этот и другие вопросы дала главный бухгалтер консерватории Наталья Бушнева. Проходя по коридорам здания, где некогда ходили Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, испытываешь невольный трепет: кажется, что только вчера все эти великие музыканты сидели на антикварных креслах, играли в залах, поражающих воображение размерами и великолепием: лепнина на потолках, немыслимой красоты люстры. Обстановка в кабинете Натальи Владиленовны соответствует общей атмосфере в консерватории: рядом с принтером, телефонами и прочими атрибутами рабочего места – икебана, картины, библиотека. Сразу понятно, что здесь работает не просто бухгалтер, а человек творческий, которому не чуждо чувство прекрасного.

От нот к цифрам

Как оказалось, в консерваторию Наталья Владиленовна попала не случайно: с музыкой она связана с детства. В ее семье все были музыкально одарены:

– Папа играл на фортепиано, мама пела. Я тоже училась в музыкальной школе и пела в хоре. Несмотря на то, что в дальнейшем я выбрала другую профессию, музыка всегда была рядом со мной. Легендарные имена тех людей, которые работали в консерватории, никогда не были для меня пустым звуком.

Образование Наталья Владиленовна получила в Ростовском институте народного хозяйства (нынешняя Ростовская финансово-экономическая академия) и опыт работы главным бухгалтером у нее довольно большой. В консерватории она работает пять лет. Сначала в консерваторию Наталья Владиленовна была приглашена в качестве аудитора. Затем ее заметил бывший ректор консерватории Александр Сергеевич Соколов и пригласил Наталью Владиленовну на должность главного бухгалтера:

– Я с удовольствием согласилась. Здесь я ощущаю себя как дома. Мне комфортно, рядом работают совершенно необыкновенные люди. Поэтому все пять лет, что я занимаю эту должность, я бесконечно счастлива. Здесь прекрасный педагогический состав, многие из них – люди с мировым именем. Но не только поэтому с ними приятно общаться: ведь это люди, у которых необыкновенно богатый внутренний мир. На первый взгляд они такие же, как и мы, но стоит заговорить с ними или услышать музыку в их исполнении, то сразу понимаешь, что эти люди – совершенно особенные, они живут в другом измерении и мыслят другими категориями.

Музыка под угрозой

В бухгалтерском отделе консерватории огромный объем работы, из-за разнообразия деятельности самого учреждения. У главного музыкального вуза страны три источника финансировании: бюджетное, предпринимательская деятельность и сдача помещений, принадлежащих консерватории, в аренду. Правда, в последнее время сдавать помещения стало проблематично: ведь большинству зданий учреждения больше ста лет и многие из них находятся в аварийном состоянии. За 140-летнее существование консерватории здания капитально не ремонтировались. В последнее время остро встал вопрос о реставрации зданий. Есть соответствующий проект, который утвержден Ученым советом вуза о реконструкции консерватории. Наталья Владиленовна полна оптимизма по этому поводу:

– Как любое бюджетное учреждение мы, конечно, нуждаемся в средствах, но справедливости ради хочу сказать, что последние три года финансирование со стороны государства увеличивается. В прошлом году мы получили серьезное подкрепление в размере 178 миллионов рублей на капитальный ремонт. Так решил Президент России Владимир Путин после того, как к нему обратился наш ректор Тигран Алиханов. Причем это было дополнение к уже принятому бюджету, и мы, конечно, очень благодарны и президенту, и правительству. Средства были направлены на проведение противоаварийных работ, потому что главная проблема наших зданий – оседание фундаментов: под некоторыми из них провалы, и местами они просто «висят» в воздухе.

Лучшая из лучших

Наталья Владиленовна рассказала, что Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского – это прежде всего образовательное учреждение. В 2003 году она получила статус университета и является практически единственным музыкальным вузом, который имеет такое звание. И хотя студентов по сравнению с другими учебными заведениями здесь очень мало (всего около 1100 студентов и аспирантов, ежегодный прием составляет всего лишь 100–190 человек), забот у бухгалтерии меньше не становится. Деятельность Натальи Владиленовны и ее коллег направлена прежде всего на организацию учебного процесса. На финансовом отделе лежит задача оборудовать классы, отремонтировать их, настроить инструменты, выдавать заработную плату сотрудникам и стипендии студентам. Так как консерватория не просто образовательное учреждение, но и музыкальное, то большую роль здесь играет творческая сторона процесса – это и авторские проекты, и выставки, фестивали, конкурсы. Концерты здесь вообще проводятся ежедневно: играют как студенты, так и их знаменитые наставники. Вся эта творческая деятельность проходит через бухгалтерию, отражается в учете.

Есть еще одна статья расходов в бухгалтерии консерватории – организация заграничных поездок студентов для участия в конкурсах и фестивалях. И это несмотря на то, что обучение для российских граждан бесплатное. Правда, три года назад консерватории разрешили принимать на платной основе небольшое количество абитуриентов, не прошедших по конкурсу. Но и среди них выбирают лучших. Кроме того, в консерватории есть иностранный факультет, где обучаются порядка двухсот студентов на платной основе.

Как и в любой консерватории, здесь есть свое издательство.

– Мы публикуем большое количество статей, научных трудов, сборников, монографий и свою газету. Все сложные процессы предпечатной подготовки проходят через нас. Мы утверждаем смету расходов, оплачиваем эти работы.

– А что стоит на балансе консерватории?

– У нас есть объекты, охраняемые государством, прежде всего это предметы интерьера. Они тоже являются объектом учета. На балансе стоит комплекс зданий, включая общежитие и большой парк музыкальных инструментов. Поскольку консерватории принадлежит еще и оперный театр, то на балансе стоят декорации и костюмы. В наших стенах находится самая лучшая музыкальная библиотека страны. Не удивляйтесь, что я так часто употребляю слово «лучший» – применительно к консерватории это действительно так. Все, что касается музыки, у нас – самое лучшее в стране.

Не ударили в грязь...

Проверки налоговой в консерватории бывают чаще, чем можно подумать. Наталья Владиленовна объясняет это тем, что они достаточно крупное учреждение. На момент интервью в консерватории проводилась камеральная проверка, в режиме онлайн происходила передача данных. Помимо налоговой, консерваторию проверяют социальные фонды, КРУ Минфина, ревизионное управление Роскультуры и Счетная палата. Главный бухгалтер вспоминает, что 2005–2006 год был особенно богат на проверки: только заканчивалась одна – начиналась другая. Так что жаловаться на невнимание к консерватории со стороны контролирующих органов не приходится. Случаются иногда встречные проверки, приходит УБЭП и другие ревизоры. Обычно эти мероприятия проходят спокойно. Правда, в первые годы, когда Наталья Владиленовна только начинла работать, с налоговой были сложности. Но сейчас проблемы решены, и во многом благодаря Наталье Владиленовне.

Главный бухгалтер с гордостью рассказывает, что когда в консерватории проходила проверка Счетной палаты, то в результате было выдано весьма положительное заключение – не было обнаружено ни нецелевого использования средств, ни каких-то нарушений финансовой деятельности:

– Мы стараемся работать в рамках действующего законодательства. Конечно, чиновники не дремлют и каждый год добавляют нам сложностей. Среди них – введение еще более жестких норм при закупке товаров. Много сложностей у нас возникло в работе с казначейством. Хотя мы работаем с ними уже больше 10 лет и успели приноровиться друг к другу и к тем требованиям, которые они предъявляют, тем не менее всегда всплывают какие-то нюансы. Сейчас они связаны с текущим ремонтом, с обследованием здания и отдельных его технических составляющих.

Сложно поверить, что работа в таком месте может быть сопряжена с отрицательными моментами.

– В бухгалтерии всегда было непросто работать, а в последние 2–3 года Минфин задает нам задачи, которые мы должны решать на месте, причем оперативно и квалифицированно. Появились новые редакции наших инструкций. Это было непросто, когда в 2005 году полностью поменяли план счетов, внесли изменения в принципы учета. Ко всему нужно было привыкнуть, обучить бухгалтеров. Этому уделялось много времени и внимания, особенно в таком учреждении, как наше, где тысячи наименований материальных средств и несколько тысяч наименований основных средств. Плюс ко всему программное обеспечение не поспевало за изменениями, которые нам предлагал Минфин.

Чтобы привыкнуть к этим нововведениям, Наталье Владиленовне и ее коллегам, конечно, требовалось время. Но нет худа без добра – она находит в этом и положительные моменты: когда есть интерес к любимому делу, то всегда найдется возможность сделать его лучше.

Союз единомышленников

Наталья Владиленовна рассказала, что очень довольна своим коллективом. Он здесь достаточно большой – 20 человек, и все очень опытные специалисты.

– А среди ваших коллег есть музыканты?

– Среди них самих музыкантов нет, но все равно каким-то образом они связаны с музыкой – либо сами когда-то учились, либо детей своих водят в музыкальную школу. Хочу отметить и главный положительный момент в нашей работе. У нас, как и у всех бухгалтеров, конечно, случаются моменты, когда все мы ужасно устаем. Но мы имеем огромное преимущество перед нашими коллегами из других учреждений: в любой момент можно пойти и послушать музыку, и никакой другой отдых не может сравниться с этим. Музыка лечит, восстанавливает силы, энергию и желание работать.

– А кто из известных сегодня музыкантов работает в стенах консерватории?

– У нас работают Юрий Башмет, Борис Тевлин, Сергей Доренский, Вера Горностаева, Елена Кузнецова, Эдуард Грач, Наталья Гутман. Имен столько, что я боюсь кого-то не назвать. Наш ректор – тоже концертирующий пианист. Недавно он играл в Большом зале Московской консерватории, а это очень почетно и ответственно, далеко не каждому выпадает такая честь. Это своеобразный пропуск на мировые сцены. Сотни выпускников Московской консерватории участвуют в международных конкурсах и работают в лучших театрах мира.

Наталья Владиленовна – сама неплохая пианистка и ее дочь тоже учится музыке. На всем протяжении беседы складывалось впечатление, что Наталья – прежде всего человек искусства и высокой духовной культуры, а уже потом – специалист в области бухгалтерии.

Татьяна ИЩЕНКО

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.