Нотариальные расходы без ограничений

Нотариальные расходы без ограничений

11.07.2005 распечатать Скачать обзор изменений

При налоговом учете затрат на оплату услуг нотариусов возникает ряд проблем. Но бухгалтеры находят способы их решения. Расскажем о них.

Первая проблема

Расходы на оплату услуг нотариусов уменьшают налогооблагаемую прибыль в качестве прочих расходов (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но не в полной сумме, а только в пределах установленных тарифов. Их значения найти нетрудно. Размер государственной пошлины за обязательное нотариальное оформление установлен статьей 333.24 Налогового кодекса. Причем ее обязаны придерживаться как государственные, так и частные нотариусы. Если же обязательная нотариальная форма по закону не требуется, вы можете по собственной инициативе заверить какой-либо документ или подпись. Для этого случая с 1 января 2005 года также установлены четкие расценки. Часть из них содержится в упомянутой статье Налогового кодекса, а остальными можно ознакомиться в статье 22.1 Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1.

Однако ни для кого не секрет, что большинство нотариусов берет плату выше государственных ставок. На каком основании они это делают и как оформляют? На самом деле в стоимость работ нотариусы включают якобы оказанные юридические или технические услуги. Причем они имеют на это полное право. В статье 23 Основ законодательства о нотариате сказано: «Источником финансирования деятельности нотариуса... являются денежные средства, полученные им за... оказание услуг правового и технического характера».

Этим стоит воспользоваться и вам, их клиентам, чтобы отнести всю сумму «нотариальных» затрат в состав налоговых расходов. Статья 264 Налогового кодекса в состав прочих расходов разрешает включать затраты на юридические, информационные и консультационные услуги. Таким образом, сверхлимитные суммы можно провести как расходы, скажем, на юридическую консультацию. И все, что надо сделать, это сказать нотариусу, чтобы в выдаваемой справке стоимость своих услуг он разбил на две составляющие: плату за нотариальное заверение согласно установленным тарифам и плату за информационные услуги (либо за выполнение технической работы).

Вторая проблема

Главой 25 Налогового кодекса установлен единый принцип признания расходов: затраты должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы.

Подтвердить нотариальные затраты документами не сложно. Здесь вам будет достаточно справки от нотариуса с указанием перечня оказанных услуг и их стоимости (письмо Минфина России от 24 октября 2003 г. № 16-00-24/45). Справка не имеет унифицированной формы, и каждый нотариус разрабатывает ее самостоятельно. Однако проследите, чтобы она содержала все обязательные реквизиты для первичных документов, приведенные в Законе о бухучете, и стоимость услуг. Чтобы доказать факт оплаты в наличной форме, кассовый чек или бланк строгой отчетности не потребуются. Ведь нотариусы не подпадают под Закон о применении ККТ. Об этом сказано в письме МНС России от 14 апреля 2004 г. № 33-0-11/285.

Проблему экономической обоснованности расходов надо рассматривать с такой позиции. В статье 264 Налогового кодекса нет условия о том, что нотариальное оформление должно носить обязательный характер. Иными словами, в затраты можно включить оплату услуг нотариуса, даже если организация заверяет документы добровольно. Однако инспекторы не всегда соглашаются с такой позицией. В ответ вы можете сослаться на то, что заверенные копии документов необходимы фирме в случае возникновения споров с партнерами по бизнесу или государственными службами.

Третья проблема

При обращении к нотариусу у фирмы возникает еще одна проблема. Инспекторы требуют, чтобы о выплатах нотариусу организация до 1 апреля подавала сведения по форме № 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). Иначе ее ждет штраф по статье 126 Налогового кодекса. Но аргумент против инспекции у вас есть. Дело в том, что по статусу нотариусы приравнены к индивидуальным предпринимателям, а не к физическим лицам. На это прямо указано в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса. То есть уплачивают налог на доходы и сдают отчетность нотариусы самостоятельно.

Но знайте: этот довод дотошный инспектор может опровергнуть другим. Так, пункт 2 статьи 230 Налогового кодекса гласит: «...не предоставляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям... если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей ... и постановку на учет в налоговых органах». Иначе говоря, если предприниматель не представил вам свидетельство о госрегистрации и о постановке на налоговый учет, придется на него заполнять форму № 2-НДФЛ.

Но вся проблема в том, что нотариусы не подлежат госрегистрации в качестве ПБОЮЛ. Поэтому, следуя приведенной цитате, подавать сведения на нотариусов бухгалтер должен в любом случае. Разумеется, это делают далеко не все. В основном фирмы предпочитают использовать аргумент, который мы изложили выше.

Финальный аккорд

Одно из последних веяний нотариальной деятельности – то, что нотариусы начали в стоимость своих услуг включать НДС. При этом они поясняют: налог не берется за действия, перечисленные в главе 25.3 Налогового кодекса «Государственная пошлина» (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ). Остальные же действия должны облагаться налогом в обычном порядке. А поскольку, как мы уже отметили, статус нотариуса совпадает со статусом индивидуального предпринимателя, налог надо исчислить.

Если фирма заплатила НДС в составе платы, она, само собой, захочет поставить его к вычету. Тут возникает «небольшая» сложность: никаких счетов-фактур от нотариусов получить невозможно. Что ж, особо смелым бухгалтерам придется делать вычет НДС на основании справок, в которых сумма налога должна быть выделена отдельно. А остальным можно порекомендовать относить всю сумму затрат (с НДС) на расходы. Ведь зачесть НДС не получится и по другой причине. Нотариуса нельзя отнести к плательщикам НДС. Как сказано в статье 1 Основ законодательства о нотариате, «...нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует целей извлечения прибыли». Следовательно, никакой добавленной стоимости не может быть в принципе.

Д. Гусятинский, аудитор

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.