НДС торговых организаций

НДС торговых организаций

04.03.2009 распечатать

Одним из самых «сложных» налогов по праву можно назвать НДС. Чтобы не допускать ошибок, бухгалтеру приходится учитывать множество нюансов, не забыв при этом и о специфике осуществляемой компанией деятельности. Сомнения читателей, касающиеся налогообложения НДС в торговых организациях, развеяла генеральный директор ООО «Налоговый прайм» Анастасия Ивлева.

— Может ли организация, осуществляющая торговую деятельность, не вести раздельный учет, если объем не облагаемых НДС операций менее 5 процентов?
— Да, может. Если торговая организация занимается деятельностью, облагаемой НДС, а также выполняет операции, не подлежащие налогообложению, она обязана вести раздельный учет (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК). Однако из этого правила есть исключения, так, в соответствии с положениями, предусмотренными абзацем 9 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса, организация имеет право не вести раздельный учет в тех периодах, когда доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных затрат на производство. Несмотря на то что такое правило предусмотрено для производственных организаций, применять его вправе и те фирмы, которые занимаются торговой деятельностью. Такое мнение высказал Минфин в письме от 29 января 2008 г. № 03-07-11/37. Чиновники пояснили, что если торговая компания наряду с деятельностью, облагаемой НДС, осуществляет операции, освобожденные от налогообложения, она вправе предъявить к вычету весь «входной» налог по товарам (работам, услугам) и не вести раздельный учет. При этом необходимо, чтобы в налоговом периоде доля совокупных расходов по освобожденным от НДС операциям не превышала 5 процентов от всех затрат фирмы.
Мнение судебных органов по этому вопросу неоднозначно. Часть судов придерживается позиции Минфина и разрешает торговым организациям не вести раздельный учет, если объем не облагаемых НДС операций менее 5 процентов. Однако ранее арбитры настаивали на том, что положения абзаца 9 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса вправе применять только компании, занятые производственной деятельностью, на торговые организации это правило не распространяется, так как у них отсутствуют расходы на производство товаров (постановления ФАС Центрального округа от 18 июля 2007 г. № А48-602/06-18, от 21 сентября 2006 г. № А48-602/06-18, ФАС Волго-Вятского округа от 14 июня 2007 г. № А82-6804/2005-99).
— Фирма поставляет продукты питания в сеть розничных магазинов. Отгрузка производится ежедневно, нередко по несколько раз. При этом на каждую поставку, осуществляемую в течение одного дня, выписываются отдельные счета-фактуры. Можем ли мы вместо применения подобной схемы выставлять счета-фактуры на несколько отгрузок покупателю один раз в день?
— На основании пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса счет-фактуру нужно выставлять покупателю не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав. При этом оформить счет-фактуру нужно после составления накладной на поставку товара или акта выполненных работ, услуг. Если последний день срока приходится на дату, которая в соответствии с законодательством признается выходным и (или) нерабочим праздничным днем, датой окончания срока считается следующий за ним ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК).
Однако если организация по роду деятельности осуществляет непрерывные регулярные поставки товара в адрес одного покупателя, она вправе выставить единый счет-фактуру на несколько партий. Так, в письме от 11 сентября 2008 г. № 03-07-09/28 Министерство финансов указывает, что если договорами на поставку товаров предусмотрены ежедневные многократные отгрузки продуктов питания в адрес одного покупателя, то составлять и выставлять счет-фактуру можно один раз в день. Так разрешено поступать при условии, что со дня отгрузки этих продуктов питания не прошло пяти дней.
— Каким образом следует определять налогооблагаемую базу по НДС при реализации сельскохозяйственной продукции, ранее закупленной у физических лиц, которые, в свою очередь, не являются плательщиками данного налога?
— Если торговая организация закупает у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, сельскохозяйственную продукцию и реализует ее, то налоговая база рассчитывается в соответствии с положениями пункта 4 статьи 154 Налогового кодекса. А именно определяется как разница между стоимостью реализации, исчисленной исходя из рыночных цен (ст. 40 НК) с учетом НДС, и ценой приобретения указанной продукции.
Данный порядок исчисления налоговой базы распространяется только на те товары, которые включены в Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, утвержденный постановлением Правительства от 16 мая 2001 г. № 383, и не применяется в отношении подакцизных товаров.
— Магазин принял на реализацию продтовары (яйцо куриное), но не успел продать всю партию до истечения сроков хранения со дня сортировки. Нужно ли будет восстанавливать ранее принятый к вычету налог на добавленную стоимость в случае уничтожения данного товара как непригодного для реализации?
— В пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса перечислены случаи, когда организация обязана восстановить НДС, ранее принятый к вычету. В данной норме отсутствует прямая обязанность восстанавливать налог на добавленную стоимость при хищении, уничтожении, пропаже товаров и подобных обстоятельствах. чиновники считают, что НДС нужно восстановить, так как товары, которые уничтожены, не будут использоваться в деятельности, облагаемой НДС. Например, в письме от 1 ноября 2007 г. № 03-07-15/175 специалисты Минфина разъяснили, что выбытие имущества в результате потери, порчи, боя, хищения, стихийного бедствия не признается реализацией или безвозмездной передачей, а следовательно, на основании норм статей 39 и 146 Налогового кодекса не являются объектом обложения НДС. Принимать к вычету «входной» налог можно только по товарам, которые будут использованы в облагаемых НДС операциях (п. 2 ст. 171 НК).
Таким образом, в случае уничтожения продукции как непригодной для реализации суммы «входного» НДС, ранее правомерно принятые к вычету, необходимо восстановить. Данную процедуру следует осуществлять в том квартале, в котором непригодный товар списывается с учета. Аналогичную позицию при рассмотрении этого вопроса занимают и налоговые органы (письмо ФНС России от 20 ноября 2007 г. № ШТ-6-03/899).
Однако некоторые суды придерживаются противоположной точки зрения. Так, в постановлении от 27 марта 2008 г. № Ф08-1468/08-536А арбитры ФАС Северо-Кавказского округа пришли к выводу, что в случае списания товарно-материальных ценностей по причине их порчи или утраты организация не обязана восстанавливать ранее принятый к вычету НДС. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Поволжского округа от 15 марта 2007 г. № А55-9182/06-43, ФАС Северо-Западного округа от 25 апреля 2007 г. № А56-27228/2006, ФАС Центрального округа от 28 марта 2007 г. № А48-4688/06-19, ФАС Волго-Вятского округа от 6 июня 2007 г. № А11-6204/2006-К2-18/388 и ФАС Уральского округа от 8 мая 2007 г. № Ф09-3310/07-С2.
Свою позицию арбитры обосновывают тем, что восстанавливать НДС организация должна только в случаях, прямо указанных в пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса. Перечень обстоятельств, в которых ранее принятый к вычету налог подлежит восстановлению, является закрытым, в то время как выбытия товаров вследствие пожара, порчи, уничтожения, пропажи в нем не предусмотрено. Кроме того, ликвидированный из-за непригодности товар полностью перестает использоваться как в облагаемой, так и не облагаемой НДС деятельности. А значит, у организации нет оснований восстанавливать ранее принятый к вычету налог.
— Наша организация занимается оптовой продажей товаров. По условиям договора в случае задержки платежа за поставленный товар контрагент уплачивает неустойку в виде штрафа, пени. Нужно ли нам начислить НДС с суммы неустойки?
— На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса суммы, которые организация получила от покупателя за нарушение сроков оплаты и других условий, предусмотренных договорами, включаются в налоговую базу по НДС. Такое мнение высказывает Минфин в письме от 9 августа 2007 г. № 03-07-15/119. Свою позицию финансовое ведомство объясняет тем, что санкции за невыполнение договора расцениваются как суммы, связанные с оплатой товаров (работ, услуг). Налоговый департамент занимает аналогичную позицию (письмо ФНС России от 1 ноября 2007 г. № ШТ-6-03/855).
Однако судебные органы не разделяют точку зрения финансовых ведомств, считая, что применять положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса в этом случае не актуально. Такой вывод отражен в постановлении Президиума ВАС от 5 февраля 2008 г. № 11144/07. Свое решение судьи основывают на том, что штрафные санкции, которые организация-продавец получает от покупателя за невыполнение условий договора, представляют собой возмещение за причинение вреда (ст. 330 ГК). Следовательно, полученные суммы не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Подтверждают это мнение и арбитражные суды (постановления ФАС Центрального округа от 23 апреля 2008 г. № А08-4124/07-22, ФАС Уральского округа от 15 марта 2007 г. № Ф09-1664/07-С2, ФАС Московского округа от 15 ноября 2005 г. № КА-А40/11053-05).
— Фирма (оптовая торговля) ввела систему поощрения покупателей в виде бонусов: тем магазинам, которые за предыдущий период заказали наибольшую партию продукции, безвозмездно передается дополнительное количество товара. Является ли предоставление бонусной продукции реализацией с целью обложения НДС? Если да, то в каком порядке нужно исчислять данный налог?
— Организация-продавец вправе предоставлять покупателям различные скидки при продаже товаров, в том числе в виде прощения долга, выплаты премии в денежной форме, бонуса. В случае предоставления скидки в виде бонуса, например, когда торговая организация бесплатно передает дополнительное количество продукции, на стоимость этого товара необходимо начислить НДС. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса данная операция признается безвозмездной передачей, следовательно, стоимость бесплатно предоставленного покупателю товара включается в базу по НДС. Начислить налог нужно в том периоде, когда состоялась безвозмездная передача (п. 1 ст. 167 НК). В этом случае организация должна начислить НДС на рыночную цену товара, который передается безвозмездно в виде бонуса (п. 2 ст. 154 НК). Такой порядок действий предусмотрен пунктом 2 письма УФНС по Московской области от 30 марта 2005 г. № 21-27/26431. В письме от 21 марта 2006 г. № 03-04-11/60 Минфин подтверждает правомерность данного подхода.
Таким образом, торговая организация, предоставляя бонус в виде безвозмездной передачи дополнительного количества товара, должна выполнить ряд последовательных действий. Во-первых, начислить сумму НДС на рыночную стоимость безвозмездно переданного товара. Во-вторых, выставить счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрировать его в Книге продаж. В счете-фактуре необходимо указать рыночную стоимость переданных товаров (работ, услуг), а также сумму НДС, рассчитанную к уплате в бюджет (п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства от 2 декабря 2000 г. № 914). В-третьих, передать покупателю первичные документы с указанием стоимости данного товара.
Так как поставка бонусной продукции является безвозмездной передачей товаров (работ, услуг) и признается объектом налогообложения, организация вправе принять к вычету суммы «входного» НДС, уплаченные поставщикам (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК).
В других случаях, например при выплате премии в денежной форме либо при предоставлении поощрения в виде прощения долга, включать сумму скидки в базу по налогу на добавленную стоимость не нужно. Объясняется это тем, что реализации товаров (работ, услуг) в данных ситуациях не происходит, а значит, не возникает объекта обложения по НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ).
— Контрагент поставил товар ненадлежащего качества, реализовать который мы, разумеется, и не пытались, вернули поставщику. Подскажите, является ли в данном случае возврат товара объектом обложения НДС?
— На основании пункта 2 статьи 475 Гражданского кодекса организация-покупатель вправе вернуть товар продавцу, если качество переданной продукции существенно отличается от качества, предусмотренного договором. Начисление НДС зависит от того, принят или нет к учету товар. Разъяснения по этому вопросу приведены в письме Минфина от 7 марта 2007 г. № 03-07-15/29. По мнению чиновников финансового ведомства, если товар оприходован, то право собственности перешло к покупателю. Возврат товара по причине надлежащего качества отражается как обратная реализация (ст. 223 ГК). Следовательно, торговая организация будет выступать в качестве продавца. В этом случае у компании возникает обязанность начислить налог на добавленную стоимость с выручки от реализации и выставить счет-фактуру бывшему продавцу (п. 1 ст. 146 НК). Так как товары, поставленные продавцом, были приняты к учету (оприходованы на счете 41 «Товары»), организация вправе применить налоговый вычет по НДС, при условии, что соблюдаются все требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса.
В том случае если фирма сразу обнаружила, что товар ненадлежащего качества, и вернула его продавцу без оприходования, то в бухгалтерском учете реализации не происходит. Связано это с тем, что право собственности к покупателю не перешло. Так как обратной реализации не происходит, начислять НДС не требуется из-за отсутствия объекта обложения (ст. 39 и 146 НК). А значит, покупателю, вернувшему некачественный (бракованный) товар, не нужно выставлять и счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК). Организация должна будет внести в прежний счет-фактуру соответствующие исправительные записи. После корректировок регистров бухгалтерского учета компания вправе принять к вычету НДС, предъявленный ранее покупателю и уплаченный в бюджет.
Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.