Введение ГОСТа для интернет-магазина

14.03.2017 распечатать

Чиновники предложили обязать интернет-магазины работать по ГОСТам. Введение такой меры ожидается уже в следующем году. Сами стандарты подготовлены и готовы к внедрению. Елена Васильева, профессиональный бухгалтер, аудитор, генеральный директор и партнер аудиторской компании «Форос Аудит», ответила «Расчету» на самые важные вопросы, касающиеся предстоящих изменений.

В связи с чем возникла необходимость перевода интернет-магазинов на работу по ГОСТам?

Необходимость возникла в связи с требованием времени сделать более цивилизованной интернет-торговлю. Сравнивая сайты других стран с российскими, можно заметить, сколь разнообразны информация о товаре и нюансы представления продукции. Сколько возможностей применяется для того, чтобы покупатель мог осознанно выбрать товар. Это и количество фотографий – не менее 20, и возможности приближения, отдаления заказываемого продукта, просмотр текстуры материалов, видео. Информация о товаре дополняется многочисленными отзывами с фотографиями, рейтингами продавцов и т. д. Все эти действия владельца виртуального магазина направлены на то, чтобы от пользователей поступало меньше жалоб. Думаю, что многие оценили удобство иностранных сайтов и выбирают товар именно на них, обходя вниманием российские. А это, как известно, – утечка выручки за рубеж. Учитывая ориентированность на российских продавцов, новый ГОСТ призван облагородить отечественные интернет-витрины. И, как следствие, ускорить и облегчить выбор покупателям.

Отдельно стоит сказать и об ответственности ритейлеров, которая будет на них возложена с введением ГОСТов. Стандарты позволят урегулировать деятельность продавцов, систематизировать их отчетность, сделать работу более прозрачной не только для покупателей, но и для контролирующих органов.

Читайте также «Интернет-торговля для бухгалтера»

Какие основные определения даны в ГОСТе?

В ГОСТе появятся следующие основные понятия онлайн-торговли: продавец, покупатель, дистанционная торговля, доставка, торговая площадка. Все эти определения максимально приближены к российской законодательной платформе. Фактически интернет-магазины подгоняют под формат розничной торговли, что позволит регулировать их деятельность, а также «отфильтровать» виртуальных продавцов, скрывающих свои доходы от государства.

Читайте также «Интернет-магазины обяжут работать по ГОСТу»

Какие требования к содержанию сайта интернет-продавца содержит ГОСТ?

Интернет-магазин обяжут отражать всю юридическую информацию не только о самом продавце, но и о способах оформления заказов и их подтверждения. Отдельные требования предъявляются к системе оплаты, доставки и возврата товара в соответствии с российским законодательством. Обязательным является и представление полной информации о самом товаре. Сайт должен содержать разноплановые фотографии продукции, сертификаты, факты о потребительских свойствах, месте изготовления, сроке службы, цену и т. д.

Что поменяется в работе компаний? Существенны ли изменения?

Конечно, работы по оптимизации деятельности интернет-магазинов в новых условиях предстоит много. Одним из требований стандарта является размещение продавцом своих полных реквизитов на сайте.

Для покупателей стандарт предоставляет возможность быстро подать жалобу в общественные, правоохранительные и судебные органы, имея полные реквизиты продавца. Вместе с изменениями в законодательстве, направленными на ответственность директоров даже при их смене, при реорганизации и ликвидации компании, закон снизит уровень воровства и безответственности. Конечно, не все так идеально. Руководители крупных интернет-магазинов и сообществ высказали свои замечания в отношении вышедшего стандарта. Во-первых, не определены четкие критерии и понятия некоторых терминов, например, в ГОСТе содержится требование, согласно которому на сайте должен быть «доступный интерфейс». А как оценить доступность? Во-вторых, в норме отсутствует правовой статус агрегаторов, которые на данный момент фактически являются виртуальной «витриной» множества интернет-магазинов. Кроме того, стандартом не урегулирован порядок возврата денег за купленный товар, а именно эта проблема является одной из наиболее распространенных.

Чьи интересы защищают данные нововведения?

Нововведения скорее защищают интересы потребителя. Понятно, что именно покупатель будет оплачивать работу по приведению магазинных витрин к порядку. И чем прозрачнее будут правила, чем ближе и доступнее продавец, тем спокойнее покупатель. Когда на сайте будет размещена вся информация о директоре и его контакты, у собственников будет меньше соблазна ставить директорами «номиналов» и «сливать» магазины при первой серьезной претензии покупателя. А также, на сайтах будут выложены сертификаты на всю продукцию, которые в любой момент можно проверить.

Читайте также «В интернет-магазины запретят возвращать не бракованные товары»

Отразятся ли новые правила на состоянии рынка интернет-продаж?

Ожидается, что рынок виртуальной торговли станет более цивилизованным. Часто мотивом открытия интернет-магазина является желание быстрого заработка без особых вложений и с минимум ответственности. Нововведения однозначно усложнят правила работы интернет-магазина, его открытия и поддержания работоспособности. Порог входа на рынок станет выше с финансовой точки зрения. До принятия ГОСТов открыть интернет-магазин можно было за день, даже не имея ИП.

Читайте также «Правила продажи в интернет-магазине»

Как это отразится на уровне цен виртуальных магазинов?

Я думаю, цены повысятся в ближайший год у небольших магазинов. Часть закроется, многим будет невыгодно регистрировать ИП и нести расходы без гарантированного дохода. Большие магазины цены, вероятнее всего, не повысят, если не вмешаются другие факторы: изменение курса валют или общее падение покупательского спроса.

Усложнится ли документооборот компаний-продавцов?

Да. Он усложнится. Все продавцы будут обязаны зарегистрировать ИП или ООО. Это значит, что будет необходимо выбирать выгодную систему налогообложения. Наиболее оптимальным является использование УСН (позволяющей платить 1% с оборота), которая предполагает простой бухучет. Но даже «упрощенка» увеличит расходы предпринимателя, ему придется учиться азам бухучета. 

Бухучет интернет-магазина

Расходы по арендной плате признаются ежемесячно на последнее число текущего месяца в составе расходов по обычным видам деятельности и отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу».

Для налогового учета арендные платежи считаются прочими тратами, связанными с производством и реализацией, согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

В бухучете интернет-магазина на традиционной системе налогообложения будут сделаны следующие проводки:

Дебет 60   Кредит 51
— перечислена оплата аренды за месяц без НДС;

Дебет 44   Кредит 60
— включены услуги по аренде в затраты месяца;

Дебет 19   Кредит 60
— учтен «входной» НДС;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС»,   Кредит 19
— принят к вычету НДС.

Все расходы, связанные с проведением маркетинговых исследований, отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». По окончании месяца их списывают в дебет счета 90 «Продажи». Такие затраты можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В бухучете затраты отражаются так:

Дебет 44   Кредит 76
— отражены результаты маркетинговых исследований согласно отчету агента без НДС;

Дебет 19   Кредит 76
— отражен НДС;

Дебет 76   Кредит 51
— оплачены маркетинговые исследования;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС»   Кредит 19
— принят к вычету НДС по маркетинговым исследованиям;

Дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж»   Кредит 44
— списаны расходы на маркетинговые исследования.

На дату признания выручки от реализации товара (работы, услуги) налоговая база по НДС определяется как договорная стоимость товара (работы, услуги) (п. 14 ст. 167, абз. 6 п. 1 ст. 154 НК РФ), и одновременно принимается к вычету сумма НДС, исчисленная ранее с предоплаты (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ). В бухучете поступившая предоплата за товар также не является доходом организации-продавца. Эти средства отражаются обособленно на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» как кредиторская задолженность перед покупателем и на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» как дебиторская задолженность агента-оператора (п. 3, 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н). На дату перехода к покупателю права собственности на товар (работу, услугу) выручка от реализации включается в состав доходов от обычных видов деятельности.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.