Как в бухучете вести счет 02 «Амортизация основных средств»
17.05.2016 распечататьСчет 02 «Амортизация основных средств» предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.
Начисленная сумма амортизации основных средств отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу). Организация–арендодатель отражает начисленную сумму амортизации по основным средствам, сданным в аренду, по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (если арендная плата формирует прочие доходы).
При выбытии (продаже, списании, частичной ликвидации, передаче безвозмездно и др.) объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета 02 «Амортизация основных средств» в кредит счета 01 «Основные средства» (субсчет «Выбытие основных средств»). Аналогичная запись производится при списании суммы начисленной амортизации по недостающим или полностью испорченным основным средствам.
Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных об амортизации основных средств, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности.
Счет 02 «Амортизация основных средств» корреспондирует со счетами:
по дебету | о кредиту |
01 Основные средства | 02 Амортизация основных средств |
02 Амортизация основных средств | 08 Вложения во внеоборотные активы |
03 Доходные вложения в материальные ценности | 20 Основное производство |
79 Внутрихозяйственные расчеты | 23 Вспомогательные производства |
83 Добавочный капитал | 25 Общепроизводственные расходы |
26 Общехозяйственные расходы | |
29 Обслуживающие производства и хозяйства | |
44 Расходы на продажу | |
79 Внутрихозяйственные расчеты | |
83 Добавочный капитал | |
91 Прочие доходы и расходы | |
97 Расходы будущих периодов |
Начисление амортизации
Амортизация – это постепенное перенесение стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг).
Когда начать начисление амортизации
Вы должны начислять амортизацию по каждому объекту основных средств ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем, когда вы зачислили объект в состав основных средств (после этого сделайте проводку):
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – объект основных средств принят к учету.
ПРИМЕР
Организация приобрела технологическое оборудование и 15 марта учло его в составе основных средств. Амортизацию этого оборудования вы должны начислять начиная с апреля.
Начисление амортизации прекращают с первого числа месяца, следующего за месяцем, когда объект основных средств полностью самортизирован или списан с баланса вашей фирмы (продан, ликвидирован и т. п.).
ПРИМЕР
Организация продала технологическое оборудование 15 сентября. Несмотря на это, за сентябрь амортизация по этому оборудованию должна быть начислена полностью.
Амортизацию по каждому объекту основных средств вы должны начислять только в пределах его стоимости, учтенной на счете 01 «Основные средства».
Если оборудование полностью самортизировано, но ваша компания продолжает его использовать, остаточная стоимость такого оборудования равна нулю. Начислять амортизацию на такое оборудование не нужно. Однако если произвести его достройку (дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, частичную ликвидацию), то в налоговом учете первоначальная стоимость оборудования должна увеличиться. Амортизировать эту стоимость нужно по тем же нормам, которые были определены для этого оборудования ранее при введении его в эксплуатацию (письмо Минфина России от 18 ноября 2013 г. № 03-03-06/4/49459).
Начисление амортизации в учете вы должны отражать по кредиту счета 02 и дебету соответствующего счета учета расходов:
ДЕБЕТ 08 (20, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2) КРЕДИТ 02
– начислена амортизация основных средств.
Начисление амортизации приостанавливают:
- в период восстановления объекта, продолжительность которого больше 12 месяцев;
- если объект по решению руководителя переведен на консервацию на срок более трех месяцев.
Когда амортизация не начисляется
Амортизацию не начисляют по следующим основным средствам:
- по объектам жилищного фонда (если они не используются для получения дохода);
- по объектам основных средств, которые используются для реализации законодательства России о мобилизации и мобилизационной подготовке;
- о основным средствам некоммерческих организаций;
- по другим объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не меняются (например, земельные участки, объекты природопользования, музейные предметы и коллекции).
Обратите внимание
Даже если имущество временно не используется в деятельности вашей фирмы и не приносит доход, на него все равно нужно начислять амортизацию. На это указал Минфин России в своем письме от 28 февраля 2013 года № 03-03-10/5834. ФНС России в свою очередь разослало это разъяснения всем своим ведомствам для исполнения. Об этом контролеры сообщили в своем письме от 22 мая 2013 года № ЕД-4-3/9165@.
Амортизация, не учитываемая при налогообложении
Не учитывают при налогообложении прибыли амортизацию, начисленную по основным средствам:
- купленным за счет бюджетных средств целевого финансирования (за исключением имущества, полученного при приватизации);
- бюджетных организаций (за исключением имущества, приобретенного и используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
- некоммерческих организаций (если эти основные средства приобретены за счет целевых средств и используются для осуществления некоммерческой деятельности).
Объекты основных средств стоимостью не более 40 000 рублей за единицу в бухгалтерском учете списывают на затраты по мере ввода их в эксплуатацию (без начисления амортизации). Обратите внимание, что с 2016 года в налоговом учете увеличен лимит стоимости амортизируемого имущества с 40 000 до 100 000 рублей. Нововведение распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию с 1 января 2016 года (Федеральный закон от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ).
В налоговом учете книги, брошюры и другие издания (независимо от их стоимости) можно списывать на затраты в полной сумме в момент их приобретения. В бухучете книги, брошюры и т. д. включают в расходы, если их стоимость не превышает 40 000 рублей или срок их службы не более года.
Начисление амортизации для целей бухгалтерского учета
Есть четыре способа начисления амортизации основных средств:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Чтобы начислить амортизацию, все основные средства вашей организации вы должны разделить на однородные группы объектов, объединенных общими признаками.
По объектам одной группы основных средств можно использовать только один из перечисленных способов.
Как установить срок полезного использования в бухучете
Выбранный способ начисления амортизации вы должны применять в течение всего срока полезного использования (то есть срока службы) объекта основных средств.
Установить срок полезного использования основного средства нужно при принятии его к бухучету исходя из:
- ожидаемого срока его использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
- нормативно-правовых и других ограничений использования (например, срок аренды).
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com