Как применять налоговое законодательство

17.01.2014 распечатать

Применять закон, подзаконный акт или международный договор можно только после того, как он вступит в силу. Рассмотрим, как это происходит.

Порядок вступления в силу законов, подзаконных актов и международных договоров

Применять закон, подзаконный акт или международный договор можно только после того, как он вступит в силу. Рассмотрим, как это происходит.

Прежде всего, документ должен быть официально опубликован, то есть напечатан в специально предназначенной для этого газете или журнале. Официальной считается публикация:

  • федерального закона – в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» или «Парламентской газете»;
  • нормативного акта Правительства РФ – в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ»;
  • нормативного акта федерального министерства и ведомства – в «Российской газете» или «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»;
  • международного договора – в «Собрании законодательства РФ» или «Бюллетене международных договоров».

Датой официальной публикации считается день первой публикации в любом из перечисленных изданий.


ПРИМЕР

Федеральный закон от 19 июля 2007 года № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» был опубликован:

  • в «Собрании законодательства РФ» – 30 июля 2007 года;
  • в «Российской газете» – 31 июля 2007 года;
  • в «Парламентской газете» – 9 августа 2007 года.

Датой официальной публикации считается самая ранняя из этих дат, то есть 30 июля.

Издания, в которых должны публиковаться региональные и местные законы и подзаконные акты, определяют региональные и местные власти.

После официального опубликования должен пройти определенный срок, необходимый налогоплательщикам для ознакомления с документом. Для разных документов он разный. Только после этого считается, что документ вступил в силу.

Обратите внимание: с 1 октября 2008 года нормативные акты о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Обратная сила законов

По общему правилу новый документ применяется к ситуациям, возникающим после вступления его в силу.

Однако некоторые законы о налогах имеют обратную силу – их нужно применять и к ситуациям, возникшим до принятия этих законов (независимо от того, сказано об этом в них или нет). Это законы, отменяющие или смягчающие ответственность за какое-либо нарушение (п. 3 ст. 5 НК РФ).


ПРИМЕР

Налоговая инспекция провела проверку применения контрольно-кассовых машин в киоске, который принадлежит предпринимателю. Продавец при продаже двух бутылок пива не выбил кассовый чек. Этот факт нашел отражение в акте проверки. В то время действовал закон о применении ККМ. В соответствии с ним инспекторы наложили на предпринимателя штраф – 5000 рублей. Однако суд уменьшил санкцию до 3000 рублей. Такое решение основано на том, что к моменту принятия судом решения вступил в силу Кодекс об административных правонарушениях. Размер ответственности за неприменение ККМ стал ниже (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 ноября 2002 года № А78-3524/02-С2- 20/126-Ф02-3208/02-С1).

Законы, отменяющие налоги, освобождающие от них определенные категории фирм или предпринимателей либо как-то иначе улучшающие положение налогоплательщиков, имеют обратную силу, только когда это прямо сказано в законе (п. 4 ст. 5 НК РФ).

Ни при каких условиях не имеют обратной силы:

  • законы, повышающие налоги;
  • законы, устанавливающие новые виды ответственности за налоговые правонарушения или увеличивающие размеры уже существующих штрафов;
  • законы, как-то иначе ухудшающие положение налогоплательщиков (п. 2 ст. 5 НК РФ).


ПРИМЕР

22 ноября 2006 года на таможенную территорию России (в Калининградскую область) прибыл тягач. Он принадлежал фирме и осуществлял перевозку груза из Литвы в Москву. Автомобиль был помещен под таможенный режим свободной экономической зоны. Во время нахождения тягача под этим режимом вступил в силу Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области…». В нем сказано, что режим свободной экономической зоны может быть применен, если фирма и тягач зарегистрированы в Калининградской области. Поскольку данные требования не были соблюдены, компанию привлекли к ответственности.

ФАС Северо-Западного округа (постановление от 21 июня 2007 года по делу № А21-7850/2006) решение таможенников отменил. Суд указал, что закон ухудшает положение фирмы. Следовательно, не имеет обратной силы. А согласно закону, действовавшему ранее, никаких нарушений компания не совершала.

Противоречия между документами о налогах

Из всех документов о налогах самой большой силой обладают федеральные законы, а среди них самый главный – Налоговый кодекс РФ. Федеральным законам должны соответствовать региональные и местные законы.

Федеральные подзаконные акты должны соответствовать федеральным законам, а региональные и местные подзаконные акты – региональным и местным законам.

Однако на практике это не всегда так: многие документы противоречат друг другу.

Чаще всего нестыковки возникают между Налоговым кодексом и другим федеральным законом, между федеральным и региональным или местным законом, между законом и подзаконным актом.

Причем, как правило, «нижестоящий» документ создает худшие условия, чем «вышестоящий».

Как действовать, если вы обнаружили такое и не хотите мириться с худшими условиями, которые создает «нижестоящий» документ? Вы можете, несмотря ни на что, руководствоваться «правильным» документом.

У вас есть на это право: Налоговый кодекс (п. 1 ст. 21) гласит, что налогоплательщик может не применять документ, противоречащий НК РФ (несоответствие «вышестоящему» документу – это нарушение Налогового кодекса). Более того, на вашей стороне пункт 7 статьи 3 НК РФ. По нему все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в документах о налогах толкуются в вашу пользу.

Однако есть одно «но»: признать один документ противоречащим другому может только суд. До этого обнаруженное вами противоречие для налоговой инспекции – не более чем ваше личное мнение. Инспектор может с ним согласиться, а может и нет. Во втором случае вас ждет суд. Поэтому будьте готовы к отстаиванию своих интересов в судебном порядке.

Далее приведены типичные противоречия и решения судов по ним.

Противоречие между Налоговым кодексом и другим федеральным законом

Если Налоговому кодексу противоречит другой федеральный закон, применять нужно Налоговый кодекс.


ПРИМЕР

Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 2-ФЗ с 1 января 2000 года повысил акцизы. Причем сам закон был опубликован лишь 5 января, то есть новые ставки были введены задним числом. Поскольку это противоречит Налоговому кодексу, ЗАО «ЛИВИЗ» (г. Санкт-Петербург) продолжало платить акцизы по старым ставкам. Налоговая инспекция не согласилась и подала в суд, но проиграла спор.

Судьи постановили, что Закон № 2-ФЗ вступает в силу так, как написано в Налоговом кодексе: с первого числа очередного налогового периода, но не раньше чем через месяц со дня официального опубликования (п. 1 ст. 5 НК РФ).

Поскольку налоговый период по акцизам – один месяц, то закон вступает в силу с 1 марта 2000 года (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2000 г. по делу № А56-14900/00).

Противоречие между федеральным и региональным или местным законом

Если региональный или местный закон противоречит федеральному, то применять нужно федеральный закон.


ПРИМЕР

Областное собрание депутатов Псковской области приняло региональный закон «О транспортном налоге». Прокурор области увидел в од- ной из его норм противоречие Налоговому кодексу и обратился в суд.

Псковские законодатели обязали физических лиц платить налог путем внесения авансового платежа в течение года, то есть уплачивать его в полном объеме до истечения налогового периода. Налоговый кодекс же предписывает платить транспортный налог лишь по истечении календарного года. Это и стало причиной отмены нормы псковского закона (определение Верховного Суда РФ от 20 сентября 2006 г. № 91-Г06-7).

Такое же решение суд принял в отношении аналогичной нормы Закона «О транспортном налоге на территории Рязанской области» (определение ВС РФ от 29 марта 2006 г. № 6-Г06-2).

Несколько фирм из Кемерово и Оренбурга отказались платить введенные в этих городах сбор на содержание медицинских учреждений с покупки валюты, налог на оказание платных услуг стоянками автотранспорта и сбор за реализацию газа и горюче-смазочных материалов. Спор дошел до Конституционного Суда. Суд встал на защиту фирм.

Судьи однозначно постановили: региональные и местные власти не могут вводить налоги, не предусмотренные федеральными законами (определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. № 22-О).

Противоречие между законом и подзаконным актом

Если подзаконный акт противоречит закону, руководствоваться нужно законом.


ПРИМЕР

25 ноября 2005 года ФНС издала приказ № САЭ-3-04/616@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц». Раздел 6 этого документа возлагал на налогового агента обязанность указывать в справке по форме 2-НДФЛ сведения о перечисленных в бюджет суммах налога. ВАС РФ (решение от 22 июня 2006 г. № 4221/06) признал эту норму недействующей. Суд указал, что приказ ФНС возлагает на налогоплательщика дополнительные обязанности, которые не предусмотрены Налоговым кодексом.


Как устроена налоговая система России?

Эта статья написана по материалам электронной книги «Налоговая система России». Это и множество других зарекомендовавших себя изданий Вы найдете в нашем каталоге. Посмотреть каталог >>



Читайте также по теме:

Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц

Кто контролирует налогоплательщиков России

Чем руководствоваться при уплате налогов: решения судов

Способы ухода от налогов, систематизированные ФНС России в пять схем

ФНС и электронный документооборот отчетности


Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...