ФНС и электронный документооборот отчетности

19.12.2011 распечатать

Сегодня сотни тысяч предприятий по всей России сдают свою отчетность «через Интернет», как выражаются бухгалтеры. Разумеется, применение подобных систем невозможно без регламентов электронного документооборота, т.е. без соответствующих нормативных правовых актов. При этом возникает простой вопрос – кто должен принимать такие регламенты?

После принятия Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (недавно ему на смену принят Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи») в России стали развиваться системы сдачи электронной отчетности предприятий по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Предприятия подают отчетность в следующие общеизвестные органы государственной власти и внебюджетные фонды: ФНС, Росстат, ПФР и ФСС. И ответ на вопрос напрашивается сам собой: они и должны принимать соответствующие регламенты. Что, собственно, они и делают, разумеется, без оглядки друг на друга и намека на хоть какую-нибудь унификацию. По логике вещей, подобную единую систему электронного документооборота должно было бы принять Правительство, как это было сделано, например, в Казахстане. Но Правительство РФ самоустранилось от решения этой проблемы, ограничившись принятием «исторического» постановления от 28.01.2002 № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», которое предполагает переход на предоставление госуслуг в электронном виде.

ФНС утверждает

Ответственное федеральное ведомство (ФНС) и внебюджетные фонды получили возможность, а точнее, столкнулись с необходимостью самостоятельно разрабатывать регламенты электронного документооборота. Что они и сделали, приняв ряд ведомственных документов.

Федеральная налоговая служба за последние несколько лет разработала несколько вариантов таких регламентов и сегодня применяет приказ ФНС от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи». Как утверждает Налоговая служба, данный документ вступил в силу с момента принятия другого приказа ФНС - от 17.11.2010 № ММВ-7-6/610@, который ввел в промышленную эксплуатацию программное обеспечение, реализующее исполнение Методических рекомендаций. Надо отметить, что сам факт официального вступления в силу этих нормативных документов вызывает ряд сомнений. Ведь ни 534-й, ни 610-й приказы не прошли официальной регистрации в Министерстве юстиции, как того требует приказ Минюста РФ от 04.05.2007 № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

И, как следствие, эти документы не были опубликованы в установленном порядке, определенным Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763. Согласно п. 9 этого Указа акты федеральных органов исполнительной власти должны быть опубликованы в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации. Таким образом, формально эти два приказа ФНС нормативными правовыми актами считаться не могут и как таковые применяться не должны, хотя применяются, и вполне успешно, вот уже почти год.

Нормативно-временной коллапс

Но если на время забыть о проблеме официального вступления в силу самого приказа ФНС № ММ-7-6/534@, то формальное его применение тоже вызывает ряд вопросов.

Дело в том, что п. 5 этого документа гласит: «Методические рекомендации, утвержденные настоящим приказом, вступают в силу с даты, установленной приказом о внедрении в промышленную эксплуатацию программного обеспечения...».

Таким образом, им вводится положение, по которому приказ о внедрении ПО (а речь идет о внедрении новой версии пресловутой технологии «ГНИВЦ Прием-Регион» – т.н. технологии ГПР-534) должен содержать такую дату. К этой же дате была привязана и утрата силы предыдущим регламентом о сдаче отчетности по ТКС через специализированных операторов связи (см. приказ ФНС от 06.02.2008 № ММ-3-6/50@ «Об утверждении Временного регламента обмена электронными документами с ЭЦП...»).

Но приказ ФНС № ММВ-7-6/610@, внедривший ПО, такую дату не содержит. Более того, этот документ, как уже отмечалось, также не был зарегистрирован в Минюсте и опубликован в официальном порядке, а публикация на официальном сайте органа власти не является основанием для вступления документа в юридическую силу.

С точки зрения обычной логики Методические рекомендации 534-го приказа в силу не вступили, а ранее действовавший регламент 50-го приказа силу не утратил.

...регламент электронного документооборота отчетности предприятий, применяемый в ФНС, формально не является вступившим в силу...

Резонный вопрос

У компании — производителя справочной правовой системы при обработке документов возник резонный вопрос, с какого числа «вступают в силу» означенные в 534-м приказе Методические рекомендации? Они обратились с официальным запросом в ФНС и получили ответ в виде письма ФНС от 23.12.2010 № МН-37-6/18385, где сказано, что Методические рекомендации вступили в силу с даты утверждения приказа № ММВ-7-6/610@, а именно, 17 ноября 2010 года.

Однако в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

А этим письмом ФНС именно создает норму права, утверждая, с какого числа необходимо применять Методические рекомендации по электронному документообороту отчетности. Подобный документ мог бы иметь юридическую силу, если бы был не ответом на запрос частной организации, а был принят в виде приказа, прошел государственную регистрацию в Минюсте и был опубликован в надлежащем порядке. В нынешнем виде документ в суде не предъявить.

Черный список

Совместно с приказом ФНС № ММ-7-6/534@ также «вступили в силу» следующие нормативные документы:

  • приказ ФНС от 11.03.2010 № ММ-7-6/107@ «Об утверждении Порядка организации обработки налоговых деклараций (расчетов), поступивших в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших»;
  • приказ ФНС от 04.03.2010 № ММ-7-6/96@ «О внесении изменений в приказ МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@ «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»;
  • приказ ФНС от 09.11.2010 № ММВ-7-6/535@ «Об утверждении Унифицированного формата транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи»;
  • приказ ФНС от 09.11.2010 № ММВ-7-6/534@ «Об утверждении форматов, используемых в электронном документообороте, при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (на основе XML) (версия 5)».

Разумеется, ни один из этих приказов не прошел государственной регистрации в Минюсте, не был официально опубликован, т. е. юридически эти документы применяться не могут.

Забытый документ

С принятием приказа ФНС № ММВ-7-6/610@ был «признан утратившим силу» ряд нормативных документов, утверждающих ранее действовавшие регламенты, например тот же приказ ФНС № ММ-3-6/50@, устанавливающий «Временный регламент обмена электронными документами с ЭЦП». Этот документ также официально опубликован не был, но это, видимо, уже позиция ФНС — игнорировать требования российского законодательства. Если 610-м приказом дата вступления в силу не установлена, то Методические рекомендации 534-го приказа в силу не вступили, даже де факто, и 50-й приказ фактически силы не утратил. Что не добавляет юридической значимости применяющемуся сегодня приказу ФНС № ММ-7-6/534@.

…это, видимо, уже позиция ФНС — игнорировать требования российского законодательства ...

Положения приказа ФНС № ММ-3-6/50@ фактически применялись налоговиками до конца декабря 2010 года. Но это был не единственный регламент, по которому разрешалась передача электронной отчетности предприятий по ТКС. Еще раньше приказом ФНС от 12.12.2006 № САЭ-3-13/848@ был утвержден «Временный регламент обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности». Он использовался в качестве основных правил документооборота для т. н. безоператорной «антикоррупционной» технологии передачи данных, т. е. позволял сдавать электронную отчетность напрямую в Налоговую службу, минуя посредников-спецоператоров. Этот документ вообще не упоминается ни в 534-м, ни в 610-м приказах, и формально остается «действующим», если это определение вообще можно применять к подобным документам. В установленном законодательством порядке он опубликован не был, однако успешно применялся в течение четырех лет, и тысячи налогоплательщиков сдавали по нему отчетность. На сегодня ФНС «де факто» прекратила его использование, но «официально» не отменила.

Из всего вышесказанного следует, что регламент электронного документооборота отчетности предприятий, применяемый в Федеральной налоговой службе, формально не является вступившим в силу. Применение такого «юридически значимого» документооборота легитимным не является, что может привести к значительным проблемам в будущем у его конечных пользователей — предприятий и предпринимателей. Возникают вопросы и к Министерству юстиции, в компетенции которого находятся контрольные функции по этой проблеме. Видимо, без специального указания президента Минюст и не пошевелится. Иначе как же правовое государство-то можно построить – только имея своевременные указания сверху и четко их исполняя.

...регламент официально опубликован не был, но применялся в течение 4 лет, и тысячи налогоплательщиков сдавали по нему отчетность...

Кокарев Ю.В., независимый наблюдатель

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...