Можно ли вернуть деньги за подарочные карты уходящих из России брендов?

23.03.2022 распечатать

Россияне массово пожаловались в соцсетях на отказ иностранных компаний, которые объявили о приостановке деятельности в стране, возвращать деньги за оплаченные подарочные сертификаты. Юристы считают, что, вероятнее всего, в этих обстоятельствах гражданам продлят срок действия карт — и они смогут воспользоваться ими после возвращения брендов. При этом, с точки зрения закона, компания обязана вернуть средства за карту, так как отказывает в приобретении товара. Недавно такой подход подтвердил и Верховный суд.

«Украли деньги?»

Иностранные фирмы, которые ушли с российского рынка или приостановили свою деятельность, отказались возвращать россиянам деньги за купленные ранее подарочные сертификаты, сообщает издание «Комсомольская правда». Так, в соцсетях появляется все больше жалоб со стороны граждан, что не успели потратить деньги на подарочных картах.

Москвич Виктор Водяницкий рассказал изданию, что ему не удалось активировать карту в бутике Mango, поскольку торговая точка неожиданно закрылась. «В конце февраля купил жене подарок на 8 Марта — подарочную карту. Положил на нее 10 тыс. рублей. Приехали в Mango в торговый центр, а там уже все было закрыто. И никто не объясняет, что с этими картами делать. Получается, они у нас эти деньги украли?» — возмутился он.

Обязан ли магазин возвращать деньги за «неотоваренную» подарочную карту? Не все так однозначно…

Читать далее…

«Практика незаконна»

В 2021 году рынок подарочных сертификатов зарубежных брендов в России составил приблизительно $6 млрд, рассказал «Газете.Ru» вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов.

«Таким образом, представители зарубежных брендов оказались также в непростой ситуации, а аннулирование сертификатов без осуществления возврата денежных средств грозит брендам серьезным репутационным ущербом на мировом рынке», – отметил юрист.

Поэтому при попытке вернуть денежные средства за сертификаты граждане сталкиваются с возражениями со стороны представителей брендов. Кроме того, получить обратную связь для оказавшихся в сложной ситуации россиян также оказалось непросто – службы поддержки брендов после их ухода с рынка перестали работать.

Но это является прямым нарушением российского законодательства.

«Однако, в одном из закрывшихся магазинов все же сообщили, что воспользоваться сертификатами будет возможно после их возвращения на российский рынок. Вместе с тем, подобная практика является незаконной, поскольку в соответствии со ст. 23.1 «Закона о защите прав потребителей» номинал сертификата или остаток непотраченной суммы должен быть возвращен в течение 10 календарных дней после написания заявления о возврате», — пояснил Кузнецов.

Управляющий партнер AVG Legal, адвокат Алексей Гавришев добавил, что в случае с товаром ненадлежащего качества, подарочными сертификатами и прочим можно обратиться в магазин по месту покупки. При этом, если нет возможности самостоятельно его посетить, то подать заявление о возврате средств нужно по адресу российского юридического лица, отвечающего за реализацию.

«Эту информацию можно взять на кассовом и товарном чеке. Поводов прогнозировать массовые нарушения прав потребителей со стороны зарубежных брендов нет. В случае с подарочными сертификатами, если исполнитель не может его поменять на товар, то будет осуществлен возврат средств. Это также будет законно.

Важно отметить, что основная причина приостановки деятельности брендов связана даже не с политической повесткой, а с тем, что компании попросту не могут понять, по какой стоимости реализовывать продукцию в условиях сегодняшней волатильности. Именно поэтому речь идет о приостановке, а не прекращении деятельности», — сказал юрист.

Между тем, по словам Кузнецова, ситуация осложняется тем, что, в силу ухода брендов, осуществить возврат технически может быть довольно сложно, хотя, некоторые специалисты отмечают, что магазины могут попытаться вернуть номиналы карт через бонусы в оставшихся магазинах-партнерах либо продлят срок действия карт на неопределенное время.

«Невозвратных» подарочных сертификатов быть не может

Читать далее…

Отказ в приобретении

Согласно разъяснениям Роспотребнадзора, заключенный в момент приобретения подарочной карты договор считается смешанным договором. То есть соглашением, в котором есть элементы различных предусмотренных законодательством договоров, а не договором купли-продажи товара в чистом виде.

Такой договор рассматривают как отношения по договору купли-продажи с условием о предварительной оплате. Требование о возврате денег без покупки товара считается односторонним отказом потребителя от исполнения своих обязательств.

А односторонний отказ от обязательств, в данном случае от подарочной карты, невозможен согласно ст. 310 Гражданского кодекса РФ.

То есть тот, кто подарил вам сертификат, просто внес в магазин предоплату, а попытка вернуть сертификат или получить вместо товара — услуги или деньги будет трактоваться как попытка расторжения договора, что невозможно, так как магазин свои обязательства перед вами не нарушал.

В связи с этим, вернуть деньги за подарочную карту можно только в двух случаях: если продавец не сможет передать товар, который предусмотрен к выдаче по этой карте, либо если сертификат имел ограниченный срок действия и этот срок уже истек.

Покупатель не воспользовался подарочной картой, когда продавец обязан вернуть деньги

Читать далее…

Граждане вправе вернуть средства за «неотоваренные» подарочные карты

На примере дела «Рив Гош» Верховный суд РФ признал, что магазин обязан вернуть деньги за подарочную карту по требованию ее владельца (дело № А56-101207/2020). Отказ ритейлера признан незаконным. Юристы, опрошенные «Коммерсантом», поддерживают позицию ВС, отмечая, что сейчас право на возврат средств за сертификаты может стать еще более актуальным, чем раньше. Причем вернуть средства можно даже в случае приостановления работы сети в России, подчеркивают эксперты.

ВС 18 марта опубликовал решение по спору ООО «Аромалюкс» (управляет магазинами «Рив Гош») с управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области по поводу подарочных карт. История связана с тем, что магазин отказался вернуть одной из клиенток деньги за подарочный сертификат, после чего она пожаловалась в Роспотребнадзор. Ведомство провело проверку и пришло к выводу, что действующие в компании правила продажи и обращения сертификатов нарушают закон «О защите прав потребителей». В итоге сеть оштрафована на 10 тыс. руб., и ей предписано устранить нарушение.

«Аромалюкс» обжаловал постановление ведомства и добился его отмены. По мнению арбитражных судов трех инстанций, правила сети не ущемляют права потребителя и не противоречат закону. Но Роспотребнадзор обратился в ВС, и спор передали в экономколлегию, которая встала на сторону ведомства.

В определении коллегии говорится, что правила магазина позволяют вернуть деньги за подарочную карту лишь в случае непередачи покупателю товара в установленный срок. Однако при приобретении сертификата, который представляет собой карту предварительной оплаты, ни конкретный товар, ни срок его передачи не определены, поэтому в случае требования клиента вернуть зачисленные на карту деньги это правило применяться не может.

Поскольку закон не предусматривает право продавца удерживать деньги, уплаченные за карту, по требованию владельца карты эти средства должны быть ему возвращены, заключил ВС.

Иск «Аромалюкса» отклонен, а постановление Роспотребнадзора признано законным.

В «Рив Гош» изданию сообщили, что изучают доводы ВС «для формирования дальнейшей позиции». В сети отметили, что в судах общей юрисдикции есть практика о необоснованности подобных обращений потребителей, с чем согласны некоторые региональные управления Роспотребнадзора. Причина разницы мнений связана с «отсутствием специального законодательного регулирования порядка обращения карт», что «доставляет серьезные неудобства как потребителям, так и продавцам», добавили в компании. Предоставить данные о числе и номинале реализованных подарочных карт в «Рив Гош» отказались.

Юристы поддерживают ВС, защитивший потребителя как слабую сторону договора. Деньги, на которые куплен сертификат, являются авансом на покупку товаров в будущем и в случае неиспользования «должны быть возвращены в безусловном порядке», полагают они. В то же время предпринимателей такой подход ставит в «подвешенное положение», ведь средства уже учтены в качестве дохода.

Возврат денег может быть особенно интересен потребителю в текущей ситуации, когда рост цен на ассортимент магазина не позволяет выгодно обменять карту на товар.

Кроме того, деньги могут быть актуальнее «в условиях снижения реальных доходов населения». Из позиции ВС следует, что вернуть деньги за карту можно «вне зависимости от роста цен, ограничения поставок или иных обстоятельств».

Возврат денег за сертификаты особенно важен, если компания на фоне военных действий на Украине приостановила или прекратила свою деятельность в России. Так поступили многие известные бренды и сети, например IKEA, H&M, Zara и Sephora.

Ритейлеры ежемесячно теряют до 3 млн руб. из-за мошенничеств с программами лояльности

Приостановление деятельности не значит, что компания полностью отказалась от взятых на себя обязательств или уже ликвидирована. Так, IKEA продолжает обслуживать клиентов через сервисные центры, в них можно и вернуть подарочные карты.

Но и в отсутствие таких центров возможность вернуть сертификат сохраняется, отмечают юристы. Нужно направить по юридическому адресу компании претензию с просьбой вернуть деньги, а если магазин откажется сделать это добровольно, то можно обратиться в суд. Клиент «имеет реальные шансы на возврат денег в судебном порядке», если компания не находится в процедуре банкротства или ликвидации.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...