Минута в минуту, или когда и как можно наказать за опоздания?
05.06.2025 распечататьОпоздания случаются у всех сотрудников по разным причинам. Один работник задержался к началу рабочего дня первый раз за год из-за происшествия со стиральной машиной, а другой просто забыл поставить будильник в пятый раз за неделю. Попробуем разобраться, в каких ситуациях сотрудника можно привлечь к ответственности, а когда сделать этого не получится.
Что считается опозданием?
Начнем с того, что можно квалифицировать как опоздание на работу. Самого слова «опоздание» в трудовом законодательстве нет. На практике под опозданием подразумевают ситуации, когда сотрудник не приходит к началу рабочего дня.
Очень важно перед тем, как применять к специалисту дисциплинарное взыскание, убедиться, что в трудовом договоре указано время начала работы. Кроме того, такие сведения могут быть отражены в Правилах внутреннего трудового распорядка. Важно удостовериться, что специалист был ознакомлен с ПВТР под подпись. Если компания никак не сможет доказать, что рабочий день начинается в конкретное время, то в случае возникновения конфликта, если его начнут рассматривать судьи, не исключено, что арбитры займут сторону специалиста.
Читайте также: «Сотрудник раз в месяц опаздывает на три часа. Можно ли его уволить?»
Форма дисциплинарного взыскания
Далее расскажем о том, какие меры дисциплинарного взыскания может применить бизнес к работнику. Тут нужно быть внимательными!
Трудовое законодательство устанавливает три дисциплинарных взыскания. Согласно статье 192 Трудового кодекса за дисциплинарный проступок или за неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником его должностных обязанностей предприятие может сделать работнику замечание, выговор или уволить специалиста.
Увольнение является крайней формой дисциплинарного взыскания, поэтому законодатель установил ограничения на применение этой меры.
Скажем и о таком способе наказания работника за опоздание, как штрафы. Компания не может лишить сотрудника части заработной платы за задержки. Об этом неоднократно, в том числе в текущем году, напоминал Роструд. Например, отвечая на вопрос пользователя сервиса «Онлайнинспекция.рф» о правомерности снижения заработной платы за счет вынесения штрафов опоздавшим работникам. Предприятие не может накладывать денежные штрафы на сотрудников, напомнил Роструд (вопрос № 220186 от 10.04.2025).
Читайте также: «Компания не может штрафовать сотрудников за опоздания»
Порядок привлечения к ответственности за опоздание
Мы уже сказали, что работника, который опоздал, предприятие может привлечь к дисциплинарной ответственности. Чтобы сделать это, компании нужно соблюсти обязательную процедуру.
Во-первых, необходимо убедиться, что не прошли установленные сроки для привлечения к ответственности. Законодатель установил следующие сроки давности:
- не позднее одного месяца со дня обнаружения нарушения;
- не позднее шести месяцев со дня совершения проступка.
Помните, что для привлечения работника к ответственности у компании должны быть доказательства факта опоздания.
В качестве такого доказательства нужно составить акт об отсутствии сотрудника на рабочем месте в начале рабочего дня. При составлении документа должно присутствовать три свидетеля.
Также фирма может подкрепить факт опоздания иными доказательствами, например, видео с камер, установленных в организации, или же данными из системы пропусков.
Во-вторых, строго соблюдайте алгоритм привлечения к ответственности. Зафиксируйте факт опоздания, об этом написали выше. После этого нужно запросить у специалиста объяснительную записку, в которой работнику необходимо изложить причину задержки. Срок на подготовку такого документа – два дня. Если по истечении этого периода сотрудник не предоставляет записку, компания должна составить соответствующий акт.
В случае получения документа работодатель должен оценить, насколько уважительной была причина опоздания, подтверждена ли она документально. Если причин для задержки нет, то предприятие может издать приказ о привлечении работника к дисциплинарному взысканию.
С изданным приказом нужно ознакомить работника под подпись. Но может сложиться и такая ситуация, когда работник откажется подписывать документ. В этом случае работодатель должен составить акт.
Уважительные причины для опоздания
Как мы сказали выше, получив от работника объяснительную записку, работодателю необходимо оценить причину задержки. Сложность заключается в том, что перечня уважительных причин для опозданий в законодательстве нет. Поэтому, принимая решение о наложении на работника дисциплинарного взыскания, работодателю необходимо самостоятельно оценить те обстоятельства, которые привели к задержке.
Помните, что в случае, если работник обратится в суд, арбитры также проведут оценку причин опоздания. Если судьи решат, что сотрудник задержался по объективной причине, то в случае увольнения специалист будет восстановлен в прежней должности, а предприятие должно будет выплатить ему средний заработок за период вынужденного прогула.
Давайте посмотрим на некоторые причины опозданий, которые могут быть признаны уважительными. К таковым относятся:
- коммунальные происшествия;
- дорожно-транспортные происшествия;
- сложные метеоусловия, например, снегопад или сильные порывы ветра, которые привели к нарушению транспортного сообщения;
- чрезвычайные происшествия, такие как пожар или наводнение;
- и другие.
Обратите внимание: в каждой из перечисленных причин сотрудник сталкивается с внешними событиями.
К числу уважительных причин можно отнести и срочное посещение ветеринарной клиники. Роструд в апреле этого года ответил положительно на следующий вопрос пользователя сервиса «Онлайнинспекция.рф»: является ли уважительной причиной опоздания на работу срочное посещение ветеринара утром? В ведомстве указали, что данная причина может являться уважительной, при этом Роструд напомнил, что списка уважительных и неуважительных причин опозданий и прогулов в законодательстве нет.
Читайте также: «Когда нельзя за опоздание накладывать дисциплинарное взыскание»
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com