«...Бизнес — это умение распутать цепочку существующих проблем и не создавать их в будущем...»

«...Бизнес — это умение распутать цепочку существующих проблем и не создавать их в будущем...»

08.10.2008 распечатать

Сегодня борьбу за «место под солнцем» ведут не только крупные и средние компании, но и фирмы малого бизнеса. Условия работы для всех одни, возможности — разные. Но зачастую проблемы возникают одинаковые: споры с налоговыми органами из-за необоснованности расходов, сотрудничества с «фирмами-однодневками» и т. д. А что, если обязанности ведения учета фирма доверила аутсорсинговой компании? Именно на нее ложатся сложности разрешения подобных конфликтов. О том, как решаются подобные вопросы, рассказывает Сотникова Юлия Александровна, генеральный директор ООО «Финансовый Консалтинг».

— Юлия Александровна, ваша компания занимается бухгалтерским и налоговым аутсорсингом. Какие сложности в учете чаще всего возникают у ваших клиентов?
— Прежде всего проблемы возникают при налоговых проверках. Основные «болевые точки» проверок — признание расходов необоснованными, отказ в возмещении НДС, последствия сотрудничества с «фирмами-однодневками». Особенно «болезненно» налоговые проверки проходят в компаниях малого и среднего бизнеса. Ведь для них, например, отказ в возмещении сумм НДС может сильно «ударить» по карману.
— Вы упомянули в списке проблем последствия сотрудничества с «фирмами-однодневками». Как они влияют на ход налоговой проверки?
— Самым прямым образом! Например, на фирме проходит проверка по налогу на прибыль. Компания закупила партию товара на крупную сумму. У нее есть все документы, подтверждающие платежи и поставку, в том числе документы стороннего перевозчика.
Товар действительно отгрузили и оплатили услуги транспортной компании и поставщика. В итоге налоговые инспекторы признают расходы экономически необоснованными, а сделку фиктивной. Решать спор приходится в суде. И тогда встает вопрос «чистоты» контрагента. Ведь не исключено, что он является «фирмой-однодневкой». Но почему покупатель должен нести ответственность за фирму-поставщика? Для него главное — заниматься бизнесом, а не проверкой контрагентов. Для бухгалтеров подобные ситуации являются наиболее проблемными.
— Чем еще грозит сотрудничество с «фирмами-однодневками»?
— Одна из проблем — отказ в возмещении НДС. Проще отказать в вычете существующей фирме, нежели искать «фирму-однодневку». Тем более, что у таких фирм юридический адрес редко совпадает с фактическим.
Вопросы по поводу несовпадения адресов обязательно зададут и существующей компании. Но не каждая фирма может купить недвижимость и прописаться в ней. Не каждый арендодатель предоставит компании свой юридический адрес. Это касается и бизнес-центров. Это еще одно основание вызвать фирму «на ковер».
— Как суды реагируют на такие решения налоговых органов?
— В основном такие действия судьи признают незаконными, ведь неисполнение организациями своих налоговых обязанностей (неуплата налога в бюджет, непредставление отчетности) является основанием для применения к ним мер налоговой ответственности, но не может быть причиной негативных последствий для их покупателей. В любом случае процесс судебных разбирательств — процедура не из приятных.
— Как же можно застраховать себя от сотрудничества с «нечистыми» контрагентами? Есть у вас свой способ распознать «фирму-однодневку»?
— Многие наши клиенты говорят: мы требуем у своих контрагентов копии учредительных документов, разве этого недостаточно? Конечно нет! Сегодня у каждой «фирмы-однодневки» есть копии учредительных документов.
Один из способов проверить контрагента — попросить его показать бухгалтерскую отчетность, наличие финансовых показателей, которые свидетельствуют о декларировании финансово-хозяйственной деятельности налоговым органам. Но фирма-контрагент вправе отказать вам в распространении подобной информации, так как данные экономические показатели являются коммерческой тайной.
Вычислить «фирму-однодневку» достаточно сложно. На крупных предприятиях этим занимаются собственные службы безопасности. Но во многих организациях нет таких служб. Поэтому порой проверить контрагента практически невозможно.
— Как вы считаете, что могло бы решить эту проблему?
— Было бы удобно, если бы налоговые органы создали реестр организаций, сдающих бухгалтерскую отчетность без декларирования финансово-хозяйственной деятельности («нулевки» — на бухгалтерском языке), который был бы доступен для просмотра пользователю. Такой реестр значительно облегчил бы жизнь бухгалтерам.
Допустим, фирма заключила контракт с новым контрагентом, который ранее не осуществлял финансовую деятельность по бухгалтерской отчетности. Для подтверждения этого факта достаточно попросить контрагента представить из органов налоговых служб справку об открытых рублевых расчетных счетах в банках и справку из этих банков об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности по данным расчетным счетам.
Нами проверено, что данный пакет документов можно собрать в течение пяти рабочих дней.
К сожалению, сегодня такой реестр не ведется.
— А какие расходы чаще всего налоговые инспекторы признают необоснованными?
— Самая «болезненная» статья расходов — затраты на рекламу, в частности в сети Интернет. У налогового инспектора при проверке сразу возникает вопрос, а была ли реклама вообще? Нередко в подтверждение того, что она действительно была, приходится «снимать» картинки с портала. Поэтому некоторые фирмы затраты на интернет-рекламу в налоговых расходах вообще не учитывают. При этом суммы могут быть очень большими.
Например, фирма потратила на рекламу 5 млн рублей. Выручка за месяц составила 2 млн рублей. Реклама длится один месяц. Налицо — убыток в размере 3 млн рублей. Реакция налогового инспектора — расходы экономически не обоснованы. А как быть, если затраты действительно имели место?
— Какие аргументы в свою пользу может привести фирма в такой ситуации?
— Я как директор в такой ситуации отвечу: не всегда основная цель рекламных акций — привлечение клиентской базы. Для многих фирм реклама — это в первую очередь повышение статуса компании, ее имиджа. И окупятся такие затраты нескоро, например, при продаже фирмы как готового бизнеса.
— Юлия Александровна, какие расходы при проверке вашего бизнеса налоговики признавали необоснованными?
— Лично у нас возникали вопросы по расходам на привлечение адвокатской конторы. При проверке у налогового инспектора возник вопрос, а зачем нам вообще нужны адвокаты? У нас специфика работы настолько узкая, что очень часто нам приходится обращаться не к юристам, а именно к адвокатам. Это нужно для того, чтобы интересы наших клиентов отстаивали в суде. Поэтому проще платить абонентскую плату адвокату, нежели потом привлекать его на судебные споры.
— Как же быть с «проблемными» расходами?
— Есть два способа: учитывать либо не учитывать расходы в налоговом учете.
Если фирма решит не признавать затраты, то посоветую следующий способ учета. В бухгалтерском учете расходы делят на три года, списывают на 97 счет «Расходы будущих периодов». Ежемесячно эти затраты будут увеличивать бухгалтерскую расходную часть и уменьшать нераспределенную бухгалтерскую прибыль по концу года. В итоге не возникнет разницы между бухгалтерским и налоговым учетом.
Если фирма все же решит учесть затраты в составе «прибыльных» расходов, то не исключено, что спор с налоговой придется решать в суде.
— Могут ли налоговики при проверке посчитать такой способ списания расходов неправомерным?
— Чтобы не возникло вопросов, такой порядок списания расходов следует закрепить в учетной политике. Необходимо подготовить приказы, аргументировать свою позицию и не бояться отстаивать ее перед налоговыми органами.
— Как выяснилось, признание расходов в налоговом учете необоснованными — распространенный источник споров с налоговой. Многие ли фирмы сегодня готовы судиться за обоснованность расходов?
— К сожалению, не вступать в спор со служителями Фемиды предпочитают в основном фирмы малого бизнеса. У многих из них заложен принцип: не ругайся с госорганами.
Даже если есть возможность отстоять определенные затраты в суде, организации предпочитают их вовсе не учитывать в расходах. Такой менталитет зачастую не позволяет бизнесу нормально работать и развиваться.
— Можете ли вы привести такие случаи на примере?
— Например, один из наших клиентов проводил выставку в Экспоцентре — площадке Торгово-промышленной палаты. При проверке налоговики посчитали расходы по выставке экономически необоснованными, несмотря на то что после показа фирма заключила четыре крупных контракта.
По словам налоговиков, для того чтобы провести выставку, фирма должна была представить образцы. Мы объясняем: фирма представляла баннеры, макеты и электронную версию. Представить оборудование в качестве образцов было невозможно, так как оно крупногабаритное и при всем желании фирма не смогла бы его привести.
Расходы по аренде также вычеркнули из состава затрат, так как в акте с выставочным центром не было прописано содержание выставочной экспозиции (цветовой баннер или нет и т. д.). Но Экспоцентр физически не сможет прописывать в договоре с каждым клиентом подобные нюансы.
Как видите, расходы налицо, а признать их в налоговом учете не так уж просто.
— Юлия Александровна, как вы решаете проблему блокировки расчетных счетов?
— Блокировка расчетных счетов — отдельная тема для разговора. В статье 76 Налогового кодекса сказано, что налоговая инспекция вправе заблокировать счет по причине не вовремя сданной отчетности. Но не всегда блокировка происходит по этой причине. Итог же один — остановка операций по счетам. Замораживают деньги — срываются контракты, «капают» пени.
Процедура разблокировки счета — целое испытание для бухгалтера. И проблема здесь в том, что получить решение о разблокировке может только банковский работник. Находить компромисс приходится с банком.
Как видно, бизнес сегодня — это еще умение распутать цепочку существующих проблем и не создавать их в будущем.

Беседовала И. Угланова, эксперт журнала «ПБ»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...