Квартал без главбуха

Квартал без главбуха

30.09.2004 распечатать

Когда должность бухгалтера на предприятии пустует, руководство без должного присмотра норовит наделать глупостей, например снять с расчетного счета деньги на выплату «черной» зарплаты. В результате накопившиеся проблемы сваливаются на голову новому главбуху. Об истории, которую нам поведала Юлия Владимировна Новикова, главный бухгалтер одной из московских фирм, без улыбки не расскажешь

Целый квартал фирма существовала без бухгалтера, и замдиректора по финансам выкручивался, как мог. В силу сложившихся обстоятельств деньги на расчетный счет фирмы давно не поступали, и образовалась большая задолженность по заработной плате. Сотрудники стали смотреть на сторону, и надо было спасать положение.

В середине квартала наконец-то пришли долгожданные деньги. Чтобы выдать зарплату официально, надо было заплатить налоги, но денег было в обрез. Обычно в таких случаях используют фирмы по «обналичке», но об этом почему-то никто не подумал. Руководство, не мудрствуя лукаво, сняло деньги со счета на командировки и хозяйственные расходы. Небольшая часть денег действительно пошла на эти нужды, но большую долю раздали уже не ждавшим ничего хорошего сотрудникам, зарплата которых традиционно состояла из «белой» и «черной» частей. Все расписались в платежной ведомости и успокоились.

К концу квартала руководство неожиданно вспомнило, что надо все-таки сдавать отчетность и что на свете существуют бухгалтеры, которые умеют ее составлять. Директор вызвал своего зама по финансам на ковер и велел срочно искать главбуха, которого и нашли за неделю до сдачи баланса.

Главбух проводит расследование

Перед счастливой избранницей фортуны была поставлена вполне конкретная задача: успеть все сдать в срок, и «чтобы все было в порядке». Проводка «Дебет 50 Кредит 51 – 700 000 руб. – снято на командировочные хозяйственные расходы» заставила главбуха насторожиться. И не напрасно. Проведя расследование и узнав, куда делись деньги, она сразу же отправилась с вопросами и упреками к заму, который только развел руками. Поход к генеральному закончился предложением «что-нибудь придумать».

Продолжая копаться в бумажках и изучая бухгалтерские регистры, Юлия Владимировна заметила, что в фирме, занимающей целый этаж, по данным бухучета нет ни мебели, ни компьютеров, ни оргтехники. Главбух снова насторожилась и пошла с вопросами к генеральному.

Генеральный директор только поплакался, что прежние бухгалтеры по каким-то им одним известным причинам нажитое добро игнорировали и на баланс «не вешали», а ему всегда хотелось, чтобы основные средства увеличивали активы и ежемесячно добавляли к затратам амортизацию. И тогда главбуху пришла идея: купить на «зависшие» в кассе деньги неоприходованное имущество и одним выстрелом убить двух зайцев – и амортизацию организовать, и кассу закрыть. Генеральному идея понравилась, и он пообещал найти фирму, которая согласится дать «напрокат» свои печать и реквизиты. Она и сыграет роль «продавца» мебели, компьютеров и оргтехники. Только все документы придется сделать самим.

Намеченную операцию отложили на следующий квартал, потому что в один день такие дела не делаются. А до тех пор, чтобы сдать баланс, пришлось ограничиться проводкой «Дебет 71 Кредит 50 – 600 000 руб.», разбросав деньги по подотчетникам.

Полоса препятствий

Первой преградой, которая вставала на пути к намеченной цели, был закон о ККТ. Ведь найденная генеральным фирма вряд ли бы смогла дать кассовые чеки. Лишний раз привлекать внимание проверяющих отсутствием кассового чека не хотелось, и главбух решила провести расчеты с использованием собственного векселя.

Действительно, в пункте 3 статьи 2 закона «О применении контрольно-кассовой техники...» сказано: при операциях с ценными бумагами кассовый чек пробивать не надо. Поэтому Юлия Владимировна решила поступить так. Сначала ее фирма выпишет собственные векселя и передаст их «продавцу» в счет оплаты имущества. А по прошествии какого-то времени «продавец» предъявит эти векселя к оплате, и фирма рассчитается наличными. В результате намеченная цель будет достигнута – фирма избавится от наличности и сможет поставить мебель на баланс.

Заказывать бланки в управлении федерального казначейства главбух не стала, решив оформить векселя самостоятельно. Это допустимо, если указать в векселе все обязательные реквизиты. Об этом сказано в пункте 2 информационного письма ВАС РФ от 25 июля 1997 г. № 18. А обязательные реквизиты векселя перечислены в постановлении ЦИК СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341 (п. 1 и 75).

Вторым препятствием стал лимит расчетов наличными между фирмами. Но и эту трудность главный бухгалтер с честью преодолела, разбив операцию на несколько договоров, не более 60 000 рублей каждый.

Остальное – дело техники

Для проведения инвентаризации привлекли секретаря и кадровика, которые несколько дней скрупулезно переписывали имущество. Результатом стала инвентаризационная опись, составленная в вольном стиле. В документе значились: мебель, компьютеры, оргтехника, телефоны, холодильник, бытовая техника и даже одна вешалка.

Дальше началась творческая работа, которую взял на себя замглавбуха. Все имущество нужно было сгруппировать по видам и разнести по товарным накладным. Столам, стульям и шкафам были придуманы названия и артикли, модели мониторов и телефонов аккуратно списывались с оригиналов и т. д.

Чтобы хоть как-то отомстить заму по финансам и заставить его поучаствовать в работе, главбух поручила ему провести ценовой маркетинг, дабы не наделать ляпов, придумывая стоимость «покупаемого» имущества.

Всего получилось десять комплектов, на 60 000 рублей каждый. Когда все бумаги были оформлены, толстую пачку передали на проставление печати.

Далее нужно было вернуть в кассу деньги, «зависшие» у подотчетников, и погасить ими задолженность по векселю. При этом реально деньги в кассу никто не вносил и из кассы не выплачивал – были лишь оформлены приходные и расходные кассовые ордера от одной даты.

Что касается бытовой техники, то здесь Юлия Владимировна решила соблюсти меру. В трудовых договорах фирмы бесплатное питание предусмотрено не было, а подводить ее под представительские расходы наглости не хватило. Хотя при желании можно было сделать и так. Но она списала холодильник и вешалку на внереализационные расходы и не стала их учитывать при расчете налога на прибыль.

Эпилог

Так все было закончено, и ни в кассе, ни на подотчетниках остатков не стало. Казалось бы, главбуху надо радоваться, что избавилась от проблемы. Только вот ее зам стал замечать, что, глядя на счет 01 в оборотке, главбух мрачнеет и о чем-то задумывается.

Одна проблема была решена, однако вместо нее могла появиться новая. В случае если налоговая захотела бы провести встречную проверку у фирмы, которая «продавала» основные средства, она не только не нашла бы у нее в учете «зеркальных» записей о продаже, но и скорее всего не обнаружила бы и самой фирмы.

Но главбуха беспокоило не только это. Так о чем же она думала, глядя на оборотку? Думала она о том, что подобная ситуация может повториться еще раз, и ей придется находить новые решения. Ведь все, что можно было купить у самих себя, фирма уже купила.

От редакции

Действительно, бухгалтеры нередко сталкиваются с ситуациями, из которых трудно найти абсолютно законные выходы. Юлия Владимировна оказалась именно в такой ситуации. И хотя найденное решение внешне выглядит безупречно, у него, как и у всех схем с «левыми» фирмами, есть неустранимый изъян – уязвимость при встречных проверках

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.