Консультация по регламенту

20.03.2020 распечатать

Роструд опубликовал новый регламент получения консультаций в ведомстве сотрудниками и работодателями. Каковы его основные положения? Ответим на этот и другие на вопросы, связанные с процедурой получения консультации в Роструде.

Учитывая, что даже малейшее нарушение может привести работодателя к возникновению разбирательств с инспекторами ГИТ, споров сотрудниками и в конечном счете требований оплатить значительные штрафы, необходимо знать обо всех «подводных камнях» трактовки и применения положений трудового законодательства.

Федеральная служба по труду и занятости в приказе от 23 августа 2019 года № 230 утвердила новый административный регламент, в соответствии с которым определены ключевые правила консультирования и информирования работодателей и сотрудников по трудовым вопросам. Он вступил в силу 17 декабря 2019 года. В своде указан порядок проведения консультаций по вопросам трудового законодательства.

В частности, в документе перечислен круг заявителей, которым может быть предоставлена консультация, определен формат обращения работодателей и специалистов в органы Роструда, указан точный срок оказания услуги и необходимый перечень документов для получения консультации, определено, как именно должны выглядеть результаты консультирования, и указана стоимость госуслуги. А также поименованы причины отказа в приеме документов для получения консультации и основания для отказа или приостановления консультирования.

Заявитель

Являясь работодателем, бухгалтер может обратиться за консультацией в Роструд.

Госуслуга предоставляется как сотрудникам, так и работодателям, а также их представителям.

Помимо этого, консультация может быть дана и иным лицам, например индивидуальным предпринимателям, иностранцам или людям без гражданства.

Способ получения

Существует несколько способов получения консультации работодателем или сотрудником по трудовому законодательству.

  1. При личном обращении – для этого необходимо предварительно записаться на прием в территориальное отделение Роструда на его официальном сайте, по телефону либо через сайт «Госуслуги».
  2. Вопрос может быть задан и путем письменного обращения по почте, в том числе и по электронной, или через законного представителя.
  3. И наконец, третий вариант – получить информацию можно, направив запрос в электронном виде через официальный сайт Роструда или через сайт «Госуслуги». При этом получить услугу в электронной форме можно, только зарегистрировавшись в личном кабинете на «Госуслугах».

Документальное оформление

Основанием для получения консультации является отправленное в Роструд заявление в письменной или электронной форме. В документе предусмотрены обязательные реквизиты. Не забудьте указать Ф.И.О., если за услугой обращается сотрудник, или полное название компании, если консультация нужна вашему предприятию. Укажите также почтовый адрес, на который будут отправлены разъяснения, и территориальный орган Роструда, куда будет направлен запрос. Далее в заявлении следует указать сам вопрос, на который необходимо дать ответ. Традиционно на всех заявлениях ставится личная подпись заявителя, и этот документ не стал исключением – ваш автограф потребуется и на нем, а также дата составления документа.

В регламенте ведомство указало, в течение какого срока заявление будет зарегистрировано – у сотрудников Роструда будет не более трех рабочих дней на регистрацию со дня получения заявления. Если документ был направлен в электронном виде, то заявителю придет подтверждение о его получении в день регистрации обращения на сайте «Госуслуги».

Основанием для начала исполнения услуги на личном приеме является непосредственное обращение в Роструд. При этом письменное заявление составлять не нужно.

Обратите внимание, что ведомство не вправе требовать у заявителей никакие другие документы, кроме заявления.

Постановка задачи

Чем корректнее составлено заявление, тем более полноценный ответ вы получите в рамках консультации. Поэтому одно из первых правил при составлении заявки – четко и ясно формулировать все необходимые для рассмотрения вопросы.

Чем более витиеватым и сложным будет запрос, тем выше вероятность получить такой же ответ, более того, он может быть неполным. Чаще всего это могут быть ответы, которые отражают положения трудового законодательства, но без четкого разъяснения аспектов их применения в рассматриваемой ситуации.

Или еще хуже, ответ может быть не дан вовсе. Произойти такое может из-за того, что область вопросов не соответствует компетенциям Роструда либо вопросы уже были заданы заявителем ранее.

Для того чтобы избежать такого развития событий, я рекомендую придерживаться следующих правил.

Точно определить, какая норма трудового законодательства будет затронута при оформлении запроса – оплата труда, режим отдыха, наличие материальной ответственности и т. д.

Описать ситуацию, которая возникла в компании, и на основе этого сформулировать вопросы.

Помните! В изложении заявления ценятся лаконичность и простота, потому что отвечающий на запрос инспектор должен максимально четко понимать его суть. Только в этом случае вам будет предоставлен исчерпывающий ответ.

Заранее стоит подумать, относятся ли вопросы, которые вы хотите задать, к компетенции Роструда. К примеру, вопросы, которые связаны с обложением НДФЛ доходов работников и начислением страховых взносов входят в зону ответственности налоговых органов.

В запросе постарайтесь не указывать лишнюю информацию, которая может исказить суть самого запроса. В противном случае это повлияет на содержание ответа. Можно заранее сделать ссылку на статьи Трудового кодекса и прочие нормативно-правовые акты, на которые вы опираетесь при составлении запроса, это значительно упростит понимание сути проблемы инспектором, который будет вам отвечать.

Ждем ответ

Срок обратной связи от ведомства зависит от способа обращения в Роструд.

Если сотрудник или работодатель лично придут в территориальное отделение, то консультацию они получат, дождавшись своей очереди. Время на общение с ревизором составляет 15 минут, ранее продолжительность консультации составляла 30 минут, но в обновленном регламенте этот период сократили.

Если заявитель просит разъяснить ему тонкости трудового права в письменном обращении, то срок ответа составит 30 дней с момента регистрации заявления, такой же период отведен и на ответ на заявление, направленное в электронном виде.

Форма ответа напрямую зависит от способа обращения. Если сотрудник или работодатель лично пришли в отделение Роструда, то очевидно, что консультация будет оказана устно. В ходе приема представители Роструда уточняют характер и существо вопросов, после чего в доступной форме дают на них ответ.

При этом, в случае если заявитель желает получить дополнительные сведения, которые не могут быть рассмотрены в процессе личного приема из-за их специфики, он может оформить заявление, указав предпочтительный способ получения подробных сведений. Заявление регистрируется уполномоченным сотрудником Роструда и в течение 30 минут после приема передается на дальнейшее рассмотрение. Далее документ попадает в общий процесс рассмотрения письменных обращений и обрабатывается в течение 30 дней.

В результате письменного обращения заявитель получает разъяснения в письменной или электронной форме по поставленным в заявлении вопросам. Если характер вопросов, содержащихся в запросе, не относится к компетенции Роструда, то он может быть переадресован в другое ведомство в течение 7 дней после регистрации заявления.

Если же запрос был отправлен через «Госуслуги», то ответ на него можно получить в виде сообщения в личном кабинете, в разделе «Мои заявки».

Расходы на помощь

Госпошлины за получение консультации нет: консультирование заявителей является бесплатным вне зависимости от формы обращения.

Основание для отказа

В Регламенте не указан перечень оснований, из-за которых заявителю может быть отказано в предоставлении госуслуги. Однако Роструд может отказать в приеме заявления в случае его неправильного оформления. Причинами отказа могут быть:

  • подача заявления лицом, не имеющим на то полномочий, например, если вместо подписи генерального директора будет стоять подпись лица, не имеющего к предприятию прямого отношения;
  • несоблюдение требований к оформлению документа и отсутствие в нем обязательной к заполнению информации;
  • текст заявления изложен в трудной, нечитаемой форме;
  • в заявлении есть вопросы, на которые уже был дан ответ в предыдущих разъяснениях этому сотруднику или этой компании (в этом случае заявитель получает уведомление);
  • наличие в тексте заявления нецензурных либо оскорбительных выражений.

В случае если документ составлен корректно, согласно положениям регламента, то Роструд не имеет права отказать в консультации, в том числе если запрос был направлен в электронной форме.

Компетенция Роструда

В новом регламенте приведен перечень вопросов, по которым ведомство проводит консультации, к таковым относятся:

  • порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
  • режим труда и отдыха работников;
  • оплата и нормирование труда;
  • предоставление гарантий и компенсаций сотрудникам;
  • порядок применения дисциплинарных взысканий;
  • материальная ответственность сотрудников и работодателей;
  • регулирование труда отдельных категорий работников, например труд несовершеннолетних, работа по совместительству и т.д.;
  • порядок разрешения трудовых споров;
  • участие работников в управлении организацией;
  • иные трудовые вопросы.

Екатерина Лютенко, внутренний аудитор Acsour

РАСЧЕТ
Журнал для современного бухгалтера

Самый любимый бухгалтерский журнал, который всегда на вашей стороне.

Подписаться

98% подписчиков всегда продлевают подписку на журнал.

Расчет

Выбор читателей

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...