Когда возможна двойная компенсация морального вреда работнику
сегодня в 10:23 распечататьТрудовым кодексом РФ предусмотрена выплата компенсации морального вреда при задержке зарплаты. Однако из данного нормативно-правового акта не совсем понятно, вправе ли работник требовать, чтобы работодатель компенсировал ему моральный вред, при задержке выплат, присужденных судом, в частности - той самой выплаты компенсации морального вреда за задержку зарплаты. В вопросе разбирался КС РФ
15 декабря 2025 года Конституционный Суд Российской Федерации вынес знаковое Постановление № 44-П, разрешившее важный вопрос трудового права. Суд проверил конституционность части первой статьи 236 Трудового кодекса РФ, устанавливающей материальную ответственность работодателя за задержку выплат работнику. Поводом для проверки стала жалоба гражданина, который столкнулся с ситуацией, когда суды отказывали ему в начислении процентов за несвоевременную выплату компенсации морального вреда, присужденной ему в связи с производственной травмой. Данное решение расширяет гарантии защиты прав работников и уточняет границы применения одного из ключевых защитных механизмов Трудового кодекса.
Суть дела
Работник, получив в 2018 году производственную травму, через суд взыскал с компании-работодателя компенсацию морального вреда в размере 252 500 рублей. Несмотря на вступившее в законную силу судебное решение, работодатель выплатил эту сумму с задержкой почти в два месяца (с 23 марта по 17 мая 2023 года).
Работник обратился в суд с новым иском, требуя взыскать с работодателя проценты за задержку выплаты по правилам статьи 236 ТК РФ, а также компенсацию морального вреда из-за несвоевременного исполнения суда.
Суд первой инстанции удовлетворил требования о процентах, однако апелляция и последующие судебные инстанции, включая Верховный Суд РФ, отказали в их взыскании. Их позиция заключалась в том, что данная норма касается только выплат, срок которых установлен трудовым законодательством или договором (зарплата, отпускные, расчет при увольнении). Срок же выплаты компенсации морального вреда возникает не из трудового договора, а из судебного решения, и ответственность за его задержку должна регулироваться иными нормами (например, о неисполнении судебного акта). Именно это толкование закона и оспорил гражданин в Конституционном Суде.
Решение Конституционного суда
Конституционный Суд РФ занял противоположную позицию и признал оспариваемую норму соответствующей Конституции РФ, но придал ей новый, расширительный конституционно-правовой смысл. В частности, КС РФ отметил, что компенсация морального вреда, причиненного работнику, является неотъемлемой частью системы возмещения вреда в трудовых отношениях. Независимо от основания взыскания (незаконное увольнение, производственная травма), право на такую компенсацию должно обеспечиваться равной степенью защиты.
Своевременное исполнение судебного решения — неотъемлемая часть права на судебную защиту, гарантированного Конституцией. Задержка исполнения лишает работника эффективного восстановления в правах.
Поскольку присужденная компенсация морального вреда — это выплата, причитающаяся работнику от работодателя и связанная с трудовыми отношениями, на нее распространяется специальный охранительный механизм — материальная ответственность работодателя по ст. 236 ТК РФ. Последствия задержки судебной выплаты и задержки зарплаты для работника схожи: он незаконно лишен денежных средств.
Статья 236 ТК РФ предполагает начисление процентов (денежной компенсации) и на сумму компенсации морального вреда, взысканную судом в связи с несчастным случаем на производстве, в случае задержки ее выплаты работодателем. Начисление процентов должно производиться со дня, следующего за днем вступления решения суда в силу, и до дня фактической выплаты.
В итоге Конституционный Суд постановил, что все предыдущие судебные акты по данному делу подлежат пересмотру с учетом данной правовой позиции.
Выводы
Решение КС РФ устраняет правовой пробел, обеспечивая дополнительную финансовую защиту работникам, чьи права были нарушены, особенно в тяжелых случаях производственного травматизма. Теперь работодатель, затягивающий выплату присужденной судом компенсации морального вреда, несет такую же материальную ответственность, как и при задержке заработной платы.
Суд подчеркнул, что право на защиту не заканчивается выигранным судебным процессом, а включает в себя эффективное и своевременное исполнение решения. Норма ст. 236 ТК РФ становится инструментом обеспечения исполнимости судебных актов в сфере труда.
Обязательность толкования, данного Конституционным Судом, означает, что все суды впредь должны применять ст. 236 ТК РФ к случаям задержки выплаты судебной компенсации морального вреда (не только при производственных травмах, но, как следует из логики постановления, и по другим трудовым спорам). Это положит конец противоречивой практике.
Источник - постановление КС РФ от 15.12.2025 г. № 44-П.
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com
Получайте важные новости и полезные материалы
в удобном формате на вашу почту









