«Кассовый» удел ПБОЮЛ

«Кассовый» удел ПБОЮЛ

10.04.2008 распечатать

Порядок ведения кассовых операций, утвержденный решением совета директоров ЦБ России 22 сентября 1993 г. № 40, на предпринимателей напрямую не распространяется, о чем однозначно сказано в самом документе. Однако означает ли это, что прописанные в нем правила бизнесмен может смело игнорировать?

О разнице понятий

При осуществлении наличных расчетов с населением (или расчетов с использованием пластиковых карт) за товары, работы, услуги, предприниматели и организации должны применять контрольно-кассовые машины. После получения денег от клиента ему вместе с покупкой передается и кассовый чек. В иных случаях ККМ не нужна.

Для всех остальных наличных расчетов (как то поступление сумм от партнеров, выдача зарплаты, покупки продукции и др.) фирмы должны оборудовать кассу. Это специальное помещение, предназначенное для приема, выдачи, временного хранения наличных денег. О том, как это сделать, говорится в упомянутом выше Порядке ведения кассовых операций.

Быть или не быть кассе?

Данный Порядок, в частности, оговаривает правила оформления кассовых документов. Так, прием и выдача наличных средств осуществляется по приходным и расходным кассовым ордерам. Выплаты сотрудникам оформляются платежными или расчетно-платежными ведомостями. Движение сумм отражается в кассовой книге. Данные нормы Порядка адресованы юридическим лицам, однако это не мешает проверяющим запрашивать подобные бумаги — кассовые книги, приходные и расходные кассовые ордера и прочее — и у индивидуальных предпринимателей. Более того, в 2004 году столичные инспекторы выпустили отдельную директиву, посвященную тому, как следует проверять соблюдение кассовой дисциплины (приказ УМНС России по г. Москве от 29 июня 2004 г. № 189, далее — Приказ № 189). Документ они распространили на проверки как предприятий, так и предпринимателей. В приложении № 2 к приказу приводится порядок проверки оприходования «налички». В частности, УМНС рекомендовало коллегам запрашивать у бизнесменов кассовую книгу и приходные ордера. При этом налоговики не преминули упомянуть, что «в соответствии с действующим законодательством <...> индивидуальные предприниматели обязаны иметь и хранить вышеуказанные документы» (п. 3.2 приложения № 2 к Приказу № 189).

Кроме того, в письме Центробанка РФ от 17 июля 2006 г. № 08-17/2540 (доведено до сведения налогоплательщиков письмом ФНС России от 30 августа 2006 г. № ММ-6-06/869@) сказано, что Порядок распространяется и на индивидуальных предпринимателей. Чиновники ссылаются на статью 23 Гражданского кодекса, где сказано, что для предпринимателей действуют те же правила, что и для юрлиц. Из этого сделан вывод о том, что и ИП должны применять данный Порядок. Но названная статья распространяет на бизнесменов «правила настоящего Кодекса», соответственно, в данной ситуации ссылаться на нее оснований нет. В более позднем письме от 17 октября 2006 г. № 36-3/1993 Центробанк указал, что июльское письмо не является нормативным актом, то есть выполнять требования необязательно. Тем не менее инспекторы взяли этот документ на вооружение. Правда, судьи не соглашаются с тем, что предприниматель должен заполнять кассовую книгу и выписывать ордера.

Например, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 15 марта 2007 г. № А56-45561/2006 указал, что Порядок не распространяется на коммерсантов, а ссылку инспекторов на письмо № ЦБ08-17/2540 арбитры не приняли в качестве аргумента, поскольку документ не относится к числу актов, обязательных для исполнения, в частности, фирмами и предпринимателями.

Чем грозит «бескассовость»

За нарушение порядка работы с наличностью и Порядка ведения кассовых операций предпринимателю может грозить штраф в размере от четырех до пяти тысяч рублей. Санкция установлена статьей 15.1 Кодекса об административных правонарушениях. Наказание возможно в случае:

  • расчетов наличными деньгами сверх установленных размеров,
  • неоприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности,
  • несоблюдения порядка хранения свободных денег, а также накопления в кассе наличных сверх установленных лимитов.

На первом нарушении останавливаться не будем, скажем лишь, что максимально допустимый лимит наличных расчетов составляет 100 тысяч рублей, и правило это распространяется как на фирмы, так и на коммерсантов.

Нормативного определения термина «неоприходование» нет. В буквальном смысле это — отсутствие записи о поступившей сумме в регистре, то есть в документе, где будут обобщаться данные (в ведомости, книге). Это не значит, что регистрация (внесение записи) осуществляется только в кассовой книге. Наличную выручку предприниматель отражает в книге учета доходов. В то же время наличные коммерсант может взять взаймы или снять с банковского счета. В этом случае в книгу учета они не попадут. Значит, их необходимо зарегистрировать в другом регистре.

Отметим, оштрафовать за неоприходование наличности можно только в течение двух месяцев, начиная со дня, следующего за тем, когда деньги поступили в кассу и не были отражены в бумагах (письмо УФНС России по г. Москве от 1 июля 2005 г. № 22-07/46541.2).

Теперь о накоплении денег сверх лимита. Порядок предписывает хранить свободные денежные средства на расчетном счете. В кассе остается лишь определенная сумма, величина которой устанавливается обслуживающим банком. Он же согласовывает статьи расходов, на которые можно направлять наличность. Предприниматели не обязаны иметь расчетный счет, соответственно и лимита кассы у них быть не может. Однако это не мешает некоторым банкам следовать внутренним распоряжениям и запрашивать у коммерсантов расчет лимита.

Отметим, что за несоблюдение кассовой дисциплины помимо административной предусмотрена еще и налоговая ответственность. При отсутствии у бизнесмена первичных учетных документов (ордеров, кассовых книг) инспекторы могут применить статью 120 Налогового кодекса и оштрафовать на сумму от 5 до 15 тысяч рублей за нарушение правил учета. Вопрос о том, распространяются ли правила на бизнесменов, перед ними не стоит.

Касса избавит от «головной боли»

Как видите, для предпринимателя отказ от ведения кассовой книги влечет немало рисков, и для многих они весьма существенны. Кроме того, далеко не каждый может выделить деньги и время на судебные тяжбы. Поэтому проще кассовую дисциплину соблюдать.

В отношении бизнесменов, применяющих УСН и ЕНВД, так и вовсе это прямо отмечено: Налоговый кодекс предписывает им соблюдать действующий порядок ведения кассовых операций (п. 4 ст. 346.11, п. 5 ст. 346.26 НК РФ). Такую позицию разделяют и чиновники, о чем они не раз писали в своих разъяснениях (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 16 января 2006 г. № 18-11/3/1686, от 10 октября 2006 г. № 22-12/89802).

Правда, в письме МНС России от 15 сентября 2004 г. № 33-0-11/581 указано, что индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, показатели своей деятельности учитывают на основании книги учета доходов и расходов. Ведение же еще и кассовой книги для них не предусмотрено.

Однако именно кассовая книга, а также приходные и расходные ордера являются излюбленным требованием контролеров в рамках проведения проверки. Хотя наличие только этих документов полностью не оградит коммерсанта от штрафа по статье 15.1 Кодекса об административных правонарушениях. Порядок требует оборудовать кассу, то есть выделить помещение, которое бы предназначалось для приема, выдачи, временного хранения денег. Комната должна быть изолирована, двери должны запираться с внутренней стороны. Технические требования к оборудованию кассового помещения приводятся в приложении 3 к Порядку. Получается, если специально оборудованного помещения кассы у предпринимателя нет, он нарушает правила хранения денег. А значит, есть риск, что его оштрафуют.

С. Андрианова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.