Как попадают под «ментовскую крышу»

Как попадают под «ментовскую крышу»

30.09.2004 распечатать

По статистике, директоры и главные бухгалтеры чаще всего жалуются не на налоговых инспекторов, а на сотрудников милиции. У них почти безграничные полномочия, благодаря этому они научились хорошо зарабатывать. Какие услуги предоставляют люди в милицейских погонах, сколько они стоят и как от них отказаться, выясняла наш специальный корреспондент Николь САФИНА

Форс-мажор

Месяц назад в середине рабочего дня мне позвонила хорошая знакомая Татьяна, главбух небольшой торговой фирмы. Задыхаясь от волнения, она рассказала неприятную историю.

– Представляешь, пришла позавчера на работу и обнаружила, что нас обокрали – пропала офисная техника. Мой директор на югах бока греет, а я – за главного, поэтому решила вызвать милицию.

Приехали опера из УВД, учинили допрос: где документы на пропавшую технику? Ты же знаешь, я в этой фирме недавно и некоторые накладные найти не смогла. Смотрю, у следователей глазки загорелись. Один говорит мне: «Соберите все бухгалтерские документы за последние три месяца и привозите к нам».

– Это же смешно – вас обокрали и вас же проверять будут, – предположила я.

– Мне лично не до смеха. Потом сказали, что для выяснения обстоятельств произошедшего, пожалуй, опечатают все помещения на двое суток. Я обомлела. Тогда один из оперативников подошел ко мне и предложил избавиться от лишних неприятностей за определенную плату.

– А директор что говорит?

– Я с ним созвонилась тут же. Он дал «добро» на «помощь» милиции. А на будущее нам нужно искать «ментовскую крышу».

Хочу к тебе с просьбой обратиться, – продолжила подруга. – У тебя много знакомств, поможешь найти хороших милицейских защитников? С этими я не хочу связываться.

Находка для милиции

Знакомые сотрудники МВД в ответ на мои компрометирующие вопросы или стойко отвечали, что я не по адресу, или же рассказывали истории из чужой практики. Я почти опустила руки от неудач. Но в один прекрасный момент коллега, зная о моих поисках, порекомендовал своего знакомого. «Из органов», – был загадочно охарактеризован человек, на которого теперь я возлагала свои надежды.

С Виктором, так представился по телефону протеже моего коллеги, мы встретились в метро. Выйдя на улицу, присели на скамейке в сквере. Я решила не тянуть резину и рассказала о беде с подружкой.

– Случай с твоей подругой довольно распространенный, – внимательно выслушав, прокомментировал Виктор. – Как правило, фирмы «светятся», если на их территории что-либо происходит. Фирма обращается в милицию с заявлением, а дальше оперативники стараются своего не упустить.

Или, например, проверяют документы у приезжего из южной республики бывшего СССР, находят пропуск на фирму такую-то (или тот сам ляпнет, что работает на этой фирме) – фирма «засветилась». Но бывает и по-другому.

На основании якобы оперативных сведений опера готовят постановление для проведения проверки на «нужной» фирме. Потом они приходят к начальнику и говорят: «Иван Иваныч, есть тут фирма одна, дайте “добро” ее потрясти». Тот подписывает постановление о проведении проверки. Если «операция» завершится удачно (фирму раскрутят на нужную сумму), то обычно 60 процентов куша получает начальник, а 40 процентов опера делят между собой.

Если фирма торговая, то все обычно начинается с контрольной закупки. Оперативники приходят в магазин, что-нибудь покупают, чек им не выбивают – готова почва для общения.

Строго говоря, из закона о милиции в конце прошлого года исключили право милиционеров проводить контрольные закупки (закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ – прим. ред.). Но они их все равно проводят. Ссылаются на пункт 4 статьи 6 закона об оперативно-разыскной деятельности, который разрешает проводить проверочные закупки. По сути, это те же самые контрольные закупки.

Может быть другой вариант. Оперативники слезно умоляют продавца продать что-нибудь не за рубли, а за доллары. Когда тот объясняет, что валюту он не может провести через кассу, его уверяют, что кассовый чек не нужен. Продавец идет навстречу провокаторам и продает товар. После чего его обвиняют в нарушении валютного законодательства, и опера начинают командовать парадом.

Чем пугают

Самая распространенная угроза оперативников – проверка всех бухгалтерских документов. Этого обычно достаточно – слишком страшно звучит для главбуха и директора фраза: «Привезите нам все бухгалтерские документы за последние три месяца».

Могут пригрозить, что опечатают помещения на 48 часов. А по истечении этого срока операм ничего не стоит прийти и опечатать все еще раз на 48 часов. И так до бесконечности. (Опечатывать кассу, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей любой фирмы на 48 часов разрешает милиционерам п. 25 ст. 11 закона о милиции – прим. ред.).

Может быть и другое развитие событий. Например, сотрудники милиции начинают копаться в бухгалтерских документах. Чаще всего они находят левые печати, проштампованные пустые бланки с подписями...

Потом главбуху и директору объясняют, что они нарушают закон и не платят налоги. Перепуганным главбуху и директору в итоге говорят, какой величины взнос в «кассу взаимопомощи МВД» спасет их от тюремной камеры. А чтобы уберечь их и фирму от подобных «оплошностей», милиционеры предлагают свою защиту.

На мой вопрос о том, сколько стоит спокойствие под чутким милицейским началом, Виктор однозначно не ответил:

– Все зависит от масштаба деятельности, какие автомобили у фирмы, какая техника в офисе, работают ли иностранцы... В принципе цифры называют реальные, обдираловки нет.

Никуда ты не денешься

– Но не все же директоры и главбухи пугливые. Некоторые выкручиваются благодаря недостаточной экономической подкованности милиционеров, – продолжила я разговор. – Главбух одной московской фирмы рассказала мне, как после контрольной закупки милиционеры стали обвинять ее в нарушении закона, потому что кассир не выдал чек. Так она доказала, что их фирма вправе выдать только бланк строгой отчетности, что и было сделано. Сотрудники УВД на этом успокоились.

– Согласен, чаще всего силовики «берут на понт».

– Куда можно на них пожаловаться? И есть ли в этом смысл?

– Смысл есть. Можно обратиться с жалобой в Управление собственной безопасности МВД, Управление по борьбе с организованной преступностью МВД, Федеральную службу безопасности, прокуратуру. Если обращаться, то лучше сразу во все ведомства (образец заявления приведен на соседней странице).

Оперов вызывают «на ковер» и спрашивают: «На каком основании вы пришли в эту фирму?» А у них нет никакого основания – агентурные данные не проверены. Сотрудники милиции, что называется, попали. Тогда карты в руки фирме.

Но если милиционеры подтвердят правильность данных агентуры, обнаружив нарушения у фирмы, то попала уже она.

Конечно, не все идут на сделки с сотрудниками подразделений внутренних дел, не имеющих отношения к экономике. Они мало что понимают в первичных документах и правилах бухучета, поэтому уличить их в некомпетентности несложно.

Но вот если придут из ОБЭП, то дело хуже. Эти ребята намного смышленее обычных оперов и если уж зашли в гости, то точно что-нибудь накопают. И попросят за «покой» намного больше, чем их коллеги из других отделов.

Варианты

– А как поступить моей подруге? Может, существует универсальное средство от всех проверяющих? Чтобы ни милиция, ни налоговики не беспокоили...

– Такого не бывает, – рассмеялся Виктор. – Никаких денег не хватит. Милиция защищает только от бандитов и себя самой. Даже внутри милиции отделы стараются не вмешиваться в дела коллег. Поэтому фирма, которая дружит с операми, не защищена от обэповцев. А ты говоришь – «налоговики».

Твоей знакомой я посоветовал бы такой вариант. Сейчас многие силовики, закончив службу в органах, открывают охранные агентства. Из МВД на пенсию уходят рано, силы еще есть, да и связи хорошие остались. Естественно, такие охранники не только с пистолетами у входа фирмы стоят, но и оберегают от конкурентных разборок, а также от проверок своих бывших сослуживцев.

– И что, бывшие коллеги их боятся?

– Зачем же. Охранники хорошо делятся с милицией. Такое сотрудничество выгодно всем: и менты лишний раз не «светятся», и фирме спокойнее.

За помощь в подготовке материала благодарим начальника налогового управления ФГУП «Росспиртпром», бывшего главного специалиста-ревизора УНП ГУВД Волгоградской области Льва Зинченко.

Главное – не паниковать

Если вас настораживает поведение пришедших на проверку сотрудников милиции или смущает их подозрительный вид, вы можете проверить их. Даже если милиционеры окажутся не липовыми, это охладит их пыл «развести» вас на деньги.

Самое главное – держать себя в руках. Не делайте испуганный вид, это только подзадорит контролеров. Будьте невозмутимы и ведите себя уверенно.

Проверьте все документы на проверку – постановление, удостоверения. Перепишите или откопируйте их реквизиты.

Спросите у проверяющих телефоны их начальников. Позвоните им и уточните, в курсе ли они проводимой проверки.

Позвоните по телефону доверия УВД и узнайте, работают ли пришедшие к вам люди в милиции.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...