Как подготовить приказ об изменении учетной политики в 2026 году?
сегодня в 14:10 распечататьВ 2026 году организациям предстоит актуализировать учетную политику — и сделать это нужно строго регламентированным способом.
Единственно допустимый механизм внесения корректировок в учетную политику — это издание приказа или распоряжения, подписанного руководителем компании.
Все изменения должны укладываться в рамки действующего регулирования: Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402‑ФЗ, Налогового кодекса РФ, положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Срок утверждения приказа
Приказ об изменении учетной политики в 2026 году необходимо утвердить не позднее 30 декабря 2025 года.
Причина дедлайна в том, что 31 декабря является нерабочим днем, поэтому позже подписать документ уже не получится.
Унифицированной формы приказа об изменении учетной политики нет. Форма разрабатывается компанией самостоятельно с соблюдением требований ГОСТ Р 7.0.97‑2016.
Структура приказа об изменениях учетной политики
1. Шапка приказа. В верхней части листа указывают: полное наименование организации (как в учредительных документах), номер приказа (по внутреннему документообороту), название документа (например, «Приказ об изменении учетной политики на 2026 год»), дата составления (в формате ДД.ММ.ГГГГ) и город, в котором издается приказ.
2. Заголовок. «О внесении изменений в учетную политику на 2026 год».
3. Преамбула — вступительная часть приказа. В нее включают:
Ссылки на изменившееся законодательство. Если правки вызваны новыми нормативами, укажите их со всеми реквизитами. Например: «В связи с вступлением в силу ФСБУ 9/2025 „Доходы“ и ФСБУ 14/2022 „Нематериальные активы“» или «На основании приказа Минфина от 21.12.2022 № 192н».
Цель изменений учетной политики: «Для приведения учетной политики в соответствие с актуальными требованиями законодательства», «В целях оптимизации документооборота и повышения эффективности учета».
Внутренние обстоятельства компании. Иногда изменения учетной политики диктует не закон, а эволюция бизнеса. Например, «Ввиду изменения вида деятельности организации» или «В связи с переходом на электронные универсальные передаточные документы (УПД)», «С учетом корректировки методов учета из-за новых налоговых правил».
Примеры готовых формулировок:
Для бухгалтерских изменений: «В связи с обязательным применением ФСБУ 9/2025 „Доходы“ и ФСБУ 14/2022 „Нематериальные активы“, а также изменениями в ПБУ 1/2008, приказываю внести изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета».
Для налоговых правок: «В связи с изменением положений законодательства Российской Федерации, касающихся ведения налогового учета, в том числе повышением ставки НДС до 22% и введением новых правил для УСН, приказываю внести изменения в учетную политику для целей налогового учета».
Для комплексных обновлений: «Во исполнение Федерального закона „О бухгалтерском учете“ от 06.12.2011 № 402‑ФЗ, Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н и Приказа Минфина России от 15.04.2021 № 61н, приказываю внести изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета».
4. Основная часть приказа. Она содержит конкретные распоряжения и какие именно изменения вносятся. Например: «Внести изменения в учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета, утвержденную приказом руководителя от [дата] № [номер]». Если поправок много, удобнее оформить их в виде приложения.
Далее нужно указать, с какой даты изменения начинают действовать. Затем перечислить. какие пункты учетной политики добавляются, редактируются или исключаются.
Возможны разные варианты:
- расширение раздела о документообороте за счет электронных форм;
- обновление методов оценки активов или обязательств;
- внедрение новых федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ);
- корректировка рабочего плана счетов.
Формулировки должны быть максимально конкретными. Обязательно назначают сотрудника, который будет контролировать выполнение приказа. Типовая формулировка: «Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера И. И. Иванова».
5. Приложения. Если вводятся новые бланки (например, электронные первичные документы), их лучше приложить к приказу.
6. Заключительная часть приказа. Включает подпись руководителя и лист ознакомления, в котором перечисляют сотрудников, которых необходимо проинформировать о новых правилах.
Образец приказа об изменении учетной политики на 2026 год
Название организации, реквизиты
Приказ № [номер]
[город], [дата]
О внесении изменений в учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета на 2026 год
В связи с:
- вступлением в силу Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 9/2025 «Доходы» (приказ Минфина России от 23.03.2025 № 45н);
- изменениями в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 12.07.2024 № 156‑ФЗ), предусматривающими повышение ставки НДС до 22 % с 01.01.2026;
- переходом организации на электронный документооборот и внедрение системы ERP для автоматизации учетных процессов;
- необходимостью приведения учетной политики в соответствие с актуальными требованиями законодательства и оптимизации учетных процедур,
ПРИКАЗЫВАЮ:
Внести в учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета на 2026 год следующие изменения:
1.В разделе «Методы учета доходов» изложить пункт 3.2 в следующей редакции: «Доходы признаются в бухгалтерском учете в соответствии с ФСБУ 9/2025 „Доходы“: по мере передачи контроля над товаром/услугой покупателю, на дату фактического поступления денежных средств или иного возмещения, если иное не предусмотрено договором».
2. В разделе «НДС» дополнить пункт 4.5 абзацем: «С 01.01.2026 ставка НДС применяется в размере 22 % в отношении всех операций, не подпадающих под льготные тарифы. Расчет НДС осуществляется по новым правилам, утвержденным Федеральным законом от 12.07.2024 № 156‑ФЗ».
3. В разделе «Документооборот» указать: «С 01.01.2026 все первичные документы (счета‑фактуры, акты, накладные) оформляются в электронном виде через систему ERP. Подписание документов осуществляется усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП)».
4. Установить, что внесенные изменения применяются с 01.01.2026.
5. Главному бухгалтеру [Ф. И. О.] обеспечить:
- доведение изменений до сотрудников бухгалтерии и смежных подразделений;
- настройку учетных программ (ERP) в соответствии с новыми требованиями;
- подготовку и сдачу отчетности за I квартал 2026 года с учетом изменений.
6. Начальнику IT‑отдела [Ф. И. О.] обеспечить техническую поддержку перехода на электронный документооборот до 20.12.2025.
7. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя генерального директора [Ф. И. О.].
Приложения:
- Текст учетной политики с внесенными изменениями (на [количество] л.).
- План‑график внедрения изменений (на [количество] л.).
Генеральный директор [подпись] [Ф. И. О.]
С приказом ознакомлены:
Главный бухгалтер [подпись] [Ф. И. О.] [дата]
Начальник IT‑отдела [подпись] [Ф. И. О.] [дата]
Заместитель генерального директора [подпись] [Ф. И. О.] [дата]
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com
Получайте важные новости и полезные материалы
в удобном формате на вашу почту








