К телеграфу через облака

К телеграфу через облака

21.11.2006 распечатать

Заместитель главного бухгалтера ОАО «Центральный Телеграф» Ирина ГЕРАСИМОВА пришла в профессию недавно и уже сделала хорошую карьеру. Сегодня она не только отлично разбирается в бухучете сложной отрасли, но и мечтает открыть собственную консалтинговую фирму.

Об электронных облаках

Компания «Центральный Телеграф» – одна из старейших организаций России с полуторавековой историей. Ее деятельность связана с развитием связи в России – это одна из тех компаний, которая заложила фундамент телекоммуникационной отрасли страны.

Традиционно «Центральный Телеграф» предоставлял услуги передачи телеграмм, телексов, факсимильных сообщений. С совершенствованием технологий и изменением жизни в России во второй половине 1990-х гг. компания начала процесс по диверсификации своей деятельности, адаптировалась к новым условиям, развивая сетевую инфраструктуру, внедряя современные технические решения, осваивая новые рынки, привлекая клиентов качеством и разнообразием услуг.

– Связь – специфическая область, в которую мне, конечно же, пришлось вникать. Раньше приходилось заниматься транспортными услугами, торговлей, производством, даже работать в сфере сельского хозяйства. Бухгалтеру, работающему в телекоммуникационной отрасли важно, например, знать, что относится к оборудованию связи, каким образом осуществляется связь. Даже некоторые технические подробности: что такое первичная сеть, транспортная сеть, сеть передачи данных, интеллектуальная сеть, сеть радиодоступа и др.

С моей точки зрения, бухгалтерская работа целиком построена на двух факторах: людях и цифрах. Цифры – это такие же символы, как буквы, знаки. Если они понятны – то от работы испытываешь огромное наслаждение и никогда не утомляешься. Ведь человек устает лишь тогда, когда ему что-то не интересно или непонятно. Но главный фактор – персонал компании. Достоверность учета целиком зависит от того, как каждый сотрудник предприятия относится к своей работе: правильно оформляет и своевременно сдает в бухгалтерию все первичные документы. Это влияет не на показатели качества работы бухгалтерии, а на достоверность данных, необходимых руководителям для принятия управленческих решений! – высказывает свою позицию Ирина. – Не имея бухгалтерских данных, нельзя провести анализ деятельности организации в целом. На входе мы имеем разрозненную информацию о функционировании всех систем нашего предприятия, после ее обработки на выходе получаем обобщенные специальным способом данные для управленческого учета.

О самолетах. Первым делом

С детства ее мечтою было небо. Со школьной скамьи Ирина «заболела» самолетами: летала на планерах, прыгала с парашютом. Сразу после школы она решила связать свою жизнь с «летательными аппаратами», для чего даже поступила на соответствующий факультет МАИ. В силу сложной специфики здесь учились в основном парни, но шустрой девушке учеба давалась легко: по самым трудным предметам – «отлично». Да и как не назвать небо судьбой, если именно оно свело Ирину с будущим мужем Михаилом, известным планеристом: аэродром стал первым местом их свидания.

Однако, как признает сама героиня такие важные для бухгалтера качества, как здоровое чувство юмора и умение делать правильные выводы зародились и оформились не в этом увлечении, а в студенческом театре. Его Ирина считает не последней страницей в своей летописи.

– Нам преподавали известные актеры «Современника». Самой запоминающейся ролью для меня стала Ульяна Громова в спектакле «Молодая гвардия». Довелось даже выступать в совместных концертах с сатириком Михаилом Задорновым, уже окончившим к тому времени институт, но продолжавшим руководить студенческим театром.

После окончания вуза Ирина восемь лет занималась разработками военной техники. Возможно, так – с постоянными переменами – продолжалось бы не один год, пока не наступила перестройка. Как известно, 90-е годы особенно больно ударили по оборонным отраслям, вызвав сокращения, невыплату зарплат. И, как и многие женщины того периода, Ирина Герасимова отправилась на курсы бухгалтеров. После чего ей открылись двери на бухгалтерские должности. Последние несколько лет Ирина была главным специалистом по внутреннему аудиту в крупном холдинге. Работа нравилась, но был один большой минус – частые командировки. И когда предложили работу на «Центральном телеграфе», согласилась сразу. Сегодня в образе современного бухгалтера Ирина Герасимова чувствует себя вполне комфортно. Для нее технические расчеты превратились в финансовые, а заменой полетам стал автомобиль.

О современном «Телеграфе»

– Сегодня «Центральный Телеграф» предоставляет в Московском регионе услуги связи более 80 тысячам абонентам.

Поэтому особенностью бухгалтерского учета в нашей компании является огромное количество клиентов – это не десятки, и даже не сотни, а тысячи пользователей! И, казалось бы, уследить за действиями каждого из потребителей услуг «Центрального Телеграфа» достаточно сложно. Но нет в мире связи ничего невозможного.

На «Центральном телеграфе» есть специальная Служба Расчетов. По окончании отчетного периода мы выставляем счета пользователям на основании так называемой биллинговой системы, которая постоянно совершенствуется силами разработчиков «Центрального Телеграфа» и аудиторской компанией из «большой четверки». Это – система подсчета трафика, который проходит через главный сервер с каждого абонентского терминала (телефона, компьютера, факс-аппарата и так далее). Существует несколько типов этого трафика: входящий или исходящий; голосовой или передачи данных, локальный (бесплатный) или Internet (платный) и т. п. Формируется также статистическая отчетность. Непосредственно в обязанности бухгалтерии входит сбор полной информации о деятельности организации, в том числе и о взаиморасчетах с нашими поставщиками и клиентами. Причем информация о последних поступает в бухгалтерию уже в обобщенном виде, то есть данные биллинга трансформируются специально для бухгалтерской программы. Здесь отдельным блоком идут физические, отдельным – юридические лица. Все данные предоставляются еще и в разверстке по видам услуг: телефонная связь, документальная электросвязь, услуги телематических служб, передачи данных и так далее.

Система биллинга считает доходную часть производства. В противовес этому потоку финансовых показателей идет расход на содержание сетей, аренду каналов связи и др., добавьте сюда типичные затраты на заработную плату сотрудникам, услуги ЖКХ, налоги...

О взаимодействии

– С начала этого года в силу вступили новые «Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи», на основании которого определены компании, которые могут оказывать услуги междугородной и международной телефонной связи. Поэтому согласно новому законодательству услуги местной и внутризоновой связи абонентам оказывает «Центральный Телеграф», а услуги междугородной и международной связи – операторы, имеющие лицензии на эти услуги. Наша компания выступает их агентом по оказанию услуг дальней связи своим абонентам, – рассказывает Ирина Герасимова, – Это весьма сложный процесс взаимодействия, который в двух словах не объяснишь. На наши плечи легла дополнительная нагрузка: ведь итоги подобных договорных отношений непременно должны отражаться в расходах и доходах, составляется много отчетных форм между операторами.

Еще одна из новинок, прописанная в «Правилах присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия», – межоператорские взаиморасчеты, которые «ударили по карману» всех предприятий отрасли. В этом секторе работы у нас постоянно возникают различные дискуссии, так как системы биллинга разных компаний отличаются. И, к сожалению, в этой области есть над чем работать: нормативно-правовая база требует постоянного совершенствования, необходимо определять методологию учета трафика, работать над системой оперативной отчетности.

О новых рельсах. Электронных

– Для нас передача деклараций и балансов по интернету – оперативный и удобный метод сдачи отчетности. Но, тем не менее, не столь идеальный, как планировалось. Все равно приходится много ездить... Везде нужны штампы и подписи.

Особо заместитель главного бухгалтера отметила работу по подготовке консолидированной финансовой отчетности на основе международных стандартов финансовой отчетности. Первая проблема, с которой сталкивается руководство бухгалтерской службы – высококвалифицированные кадры. У нашей организации свой подход к этой проблеме – помочь овладеть основами МСФО сотрудникам компаний, которые смогут подготовить отчетность самостоятельно. Сегодня, можно сказать, что наши специалисты способны подготовить отчетость по МСФО. Но останавливаться на достигнутом нельзя – требования к качеству и объему раскрываемой информации повышаются, соответственно растут требования к квалификации специалистов.

О главном. О счастье

– Человек может достичь больших высот по карьерной лестнице, а в остальном – несчастлив сам и те, кто рядом с ним. Если не уделять должное внимание саморазвитию, семье, общению с друзьями, то в итоге можно потерять себя как специалиста. Все должно быть в гармонии. Как сказал американский философ Лафайет Рональд Хаббард: «Не существует цели, достойной рассмотрения, которая не включала бы в себя достижение счастья и приобретение опыта». Мне нравится помогать людям. Ко мне обращаются мои друзья и их знакомые по вопросам здоровья, мои друзья-бизнесмены за профессиональными советами. Я всегда радуюсь, когда достигаю поставленных целей. А в перспективе – хочу создать с единомышленниками свою консалтинговую фирму для малого и среднего бизнеса. Мне нравится общаться с людьми, ведь общение и коммуникации – это универсальный растворитель всех проблем.

Ирина МЕЛЕХОВА

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.