Изменения в Налоговом кодексе 2013
22.01.2013 распечатать
Мы продолжаем обзор важных изменений налогового законодательства в 2013 году.
Традиционно в конце уходящего года законодатели вносят коррективы в Налоговый кодекс РФ. Вот и в текущем году такие поправки появились. Они коснулись налоговых ставок, некоторых льгот и прочих изменений по налогам.
В прошлый раз мы рассказали об изменениях по имущественным налогам, налогу на добычу полезных ископаемых, а также по акцизам. Сегодня вы узнаете о поправках в отношении НДФЛ, НДС, госпошлины и налога на прибыль.
Налог на доходы физических лиц
В отношении доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) по НДФЛ, внесены поправки, представленные
в Таблице 2.
Таблица 2
Пункт статьи 217 НК РФ | Было | Стало |
34 | Средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. | Доходы, полученные налогоплательщиками при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей” и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. |
37.2 | Единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011–2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ договор, предусмотренный статьей 51 Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”. | Единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, осуществленные в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”. |
Поправки в отношении госпошлины
Коротко рассмотрим новшества по уплате государственных пошлин. Как всегда не обошлось без корректировок ставок госпошлины.
Ставки возросли для госпошлины:
- за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них – 200 рублей вместо 100;
- за предоставление лицензии уполномоченных органов, связанные с лицензированием (за некоторым исключением) – 6000 рублей вместо 2600;
- за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в некоторых случаях – 600 рублей вместо 200;
- за предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности – 600 рублей вместо 200;
- за предоставление (выдачу) дубликата лицензии, выданной лицензирующим органом, – 600 рублей вместо 200;
- за продление срока действия лицензии – 600 рублей вместо 200;
- за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка – 0,1 процента заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 500 000 рублей вместо 80 000;
Кроме того, появилась новая госпошлина за выдачу документа о прохождении технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним в размере 300 рублей.
Отменена госпошлина за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзор, проводимых по запросу правоохранительных органов.
Помимо поправок ставок госпошлины законодатели ввели некоторые усовершенствования взаимоотношений при уплате данного вида налога. Теперь суды при рассмотрении дел могут не только уменьшить размер госпошлины или отсрочить ее уплату, но и совсем отменить. Исходить они будут из имущественного положения плательщика. Право освобождения от госпошлины дано судам общей юрисдикции, Арбитражным судам, Суду Российской Федерации и конституционным (уставным) судам субъектов РФ, а также мировым судьям.
Как известно, при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение дого воров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Законодатели пересмотрели перечень лиц, которые вправе теперь давать оценку имущества. Так, стоимость транспортных средств, недвижимого имущества, земельных участков и иного имущества, как и прежде, может определяться юридическими лицами, но только теми, которые вправе заключать договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности. Ранее действующая формулировка “организациями, осуществляющими оценку” заменена на более корректную. Это не позволит оценивать имущество организациями, не имеющими полномочий на проведение оценочной деятельности. Разумеется, право оценки оставлено за экспертами и государственными органами (судебно-экспертные учреждения органа юстиции, федеральный орган, осуществляющий кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т. д.)
Налог на добавленную стоимость
Со следующего года налогообложение маргарина, жиров специального назначения, в том числе жиров кулинарных, кондитерских, хлебопекарных, заменителей молочного жира, эквивалентов, улучшителей и заменителей масла какао, спредов, смесей топленых будет производиться по налоговой ставке 10 процентов (Федеральный закон от 29.11.2012 № 206-ФЗ). Ранее объектом по ставке 10 процентов облагался один маргарин, а остальные аналогичные продукты должны были облагаться по ставке 18 процентов.
Ввоз товаров на территорию РФ является самостоятельным объектом налогообложения по НДС. Рассмотрим, что изменилось в этой сфере.
Законодатели приняли закон об освобождении от НДС культурных ценностей, ввозимых в РФ за счет внебюджетных источников (Федеральный закон от 03.12.2012 № 245-ФЗ). В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что государственные и муниципальные учреждения приобретают культурные ценности за рубежом для пополнения своих фондов, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств внебюджетных источников. Косвенно послабление направлено и на снижение расходов частных лиц. Заместитель министра культуры отметил, что, освободив эту сферу от налогов, государство показывает меценатам, что они более свободно могут давать средства на приобретение культурных ценностей.
Итак, 245 законом принята поправка в статью 150 Налогового кодекса РФ. Теперь норма об освобождении ввоза из-за границы культурных ценностей, приобретенных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, заменена на норму об освобождении импорта культурных ценностей, приобретенных государственными или муниципальными учреждениями, без учета источника средств приобретения. Таким образом, сейчас неважно, за счет каких средств приобретено имущество. Главное содержание рассматриваемой льготы – преференции конкретным налогоплательщикам.
Ранее освобождение действовало только для ценностей, ввезенных (приобретенных) на бюджетные средства. Теперь приобретение может осуществляться на любые средства (например, музей приобрел произведение искусства на спонсорские деньги).
При обсуждении законопроекта в прессе рассматривалось, что указанную льготу смогут получить и частные музеи. Но как видно из новой формулировки нормы, льгота может быть предоставлена только государственным и муниципальным учреждениям.
Справка: государственными и муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием (ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”).
Льгота распространяется на учреждения ограниченной сферы деятельности. Это не могут быть учреждения в области спорта, образования, здравоохранения, науки. Законодатели установили второе правило в этом вопросе – льготу при пересечении таможни надо подтвердить госорганом в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в т. ч. археологического наследия), кинематографии и архивного дела. Вероятнее всего, что и воспользоваться льготой смогут лишь учреждения данной сферы. На сегодня нет разъяснений, что же в итоге будет подтверждать уполномоченный орган.
Напомним, что и таможенные пошлины при ввозе таких ценностей также не подлежат уплате (подп. 4 п. 3 ст. 80 Таможенный кодекс Таможенного союза).
Федеральный закон № 245-ФЗ вступает в силу со II квартала 2013 года (с 1 апреля), так как в отличие от остальных рассматриваемых здесь законов был принят лишь в декабре 2012 года и не успевает вступить в силу с 1 января 2013 года.
Налог на прибыль организаций
В заключение рассмотрим, что нового планируется в налогообложении по налогу на прибыль организаций.
Налогоплательщики, получившие имущество (в т. ч. денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств. С 2013 года отчет о целевом использовании средств надо будет представлять в составе налоговой декларации по налогу на прибыль, а не комплекта бухгалтерской отчетности.
Наибольшие изменения получили положения об амортизируемом имуществе. Как известно, объект, в отношении которого была применена так называемая амортизационная премия, включается в амортизационную группу по первоначальной стоимости за минусом этой самой амортизационной премии. Уточнено, что при определении остаточной стоимости таких объектов надо брать в расчет не первоначальную (полную) стоимость, а именно ту, по которой имущество фактически включалось в амортизационную группу (подгруппу).
Законодатели смягчили норму о восстановлении расходов в виде амортизационной премии при реализации объекта ранее, чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств. Теперь восстанавливать сумму амортизационной премии надо только в том случае, если объект реализован в указанные сроки лицу, являющемуся взаимозависимым с налогоплательщиком. Если указанное восстановление произошло, налогоплательщик обязан по-новому рассчитать остаточную стоимость. Она должна быть увеличена на сумму восстановленных расходов, включенных в состав внереализационных доходов в соответствии с пунктом 9 статьи 258 кодекса. Данная поправка внесена в статью 268 Налогового кодекса РФ.
Ну и, пожалуй, главное новшество, которое позволило немного синхронизировать бухгалтерский и налоговый учет. Речь идет о начале начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации. До 2012 года включительно в Налоговом кодексе РФ дата начала амортизации была “привязана” к процессу госрегистрации. Вот как звучала норма: “основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав”. Эта норма отменена (Федеральный закон от 29.11.2012 № 206-ФЗ) и теперь амортизировать указанное имущество надо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации. Данная норма совпадает с положениями ПБУ 6/01 (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) и Методическими указаний по бухгалтерскому учету основных средств (п. 61 указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).
Применение повышающего специального коэффициент (не выше 2) к норме амортизации для амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, ограничено. С 1 января 2014 года коэффициент в отношении указанного имущества применяться не будет.
В пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ внесли поправку и с 2012 года к амортизируемому имуществу будут относиться мобилизационные мощности. А вместе с ними и расходы организации в форме реконструкции, модернизации, технического перевооружения амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям.
К внереализационным расходам будут относиться непосредственно затраты на проведение работ по мобилизационной подготовке, а также затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана.
Небольшие изменения внесены во взаимоотношения налоговых органов с должниками. Согласно статье 266 Налогового кодекса РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Теперь в эти положения внесено дополнение. Безнадежным будет считаться также такой долг, по которому судебный пристав-исполнитель дело прекратил и вернул взыскателю (налоговому органу) документы на взыскание по следующим основаниям: – невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях; – у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Налоговый консультант И.М. Акиньшина