Изменения в Налоговом кодексе 2013

22.01.2013 распечатать

Мы продолжаем обзор важных изменений налогового законодательства в 2013 году.

Традиционно в конце уходящего года законодатели вносят коррективы в Налоговый кодекс РФ. Вот и в текущем году такие поправки появились. Они коснулись налоговых ставок, некоторых льгот и прочих изменений по налогам.

В прошлый раз мы рассказали об изменениях по имущественным налогам, налогу на добычу полезных ископаемых, а также по акцизам. Сегодня вы узнаете о поправках в отношении НДФЛ, НДС, госпошлины и налога на прибыль.

Налог на доходы физических лиц

В отношении доходов, не подлежащих нало­гообложению (освобождаемых от налогообло­жения) по НДФЛ, внесены поправки, представ­ленные
в Таблице 2.

Таблица 2

Пункт статьи 217 НК РФ

Было

Стало

34

Средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Доходы, полученные налогоплательщиками при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, в случаях и в порядке, предусмотренных Феде­ральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ “О дополнительных мерах государствен­ной поддержки семей, имеющих детей” и принятыми в соответствии с ним зако­нами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

37.2

Единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011–2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого насе­ленного пункта и заключившим с уполномо­ченным органом исполнительной власти субъ­екта РФ договор, предусмотренный статьей 51 Федерального закона “Об обязательном меди­цинском страховании в Российской Федерации”.

Единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, осуществленные в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”.


Поправки в отношении госпошлины

Коротко рассмотрим новшества по уплате государственных пошлин. Как всегда не обо­шлось без корректировок ставок госпошлины.

Ставки возросли для госпошлины:

  • за государственную регистрацию прав, огра­ничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них – 200 рублей вместо 100;
  • за предоставление лицензии уполномочен­ных органов, связанные с лицензированием (за некоторым исключением) – 6000 рублей вместо 2600;
  • за переоформление документа, подтвержда­ющего наличие лицензии, и (или) приложе­ния к такому документу в некоторых случа­ях – 600 рублей вместо 200;
  • за предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельно­сти – 600 рублей вместо 200;
  • за предоставление (выдачу) дубликата ли­цензии, выданной лицензирующим орга­ном, – 600 рублей вместо 200;
  • за продление срока действия лицензии – 600 рублей вместо 200;
  • за предоставление лицензии на осущест­вление банковских операций при создании банка – 0,1 процента заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 500 000 рублей вместо 80 000;

Кроме того, появилась новая госпошлина за выдачу документа о прохождении технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прице­пов к ним в размере 300 рублей.

Отменена госпошлина за совершение дейст­вий уполномоченными государственными уч­реждениями при осуществлении федерального пробирного надзор, проводимых по запросу правоохранительных органов.

Помимо поправок ставок госпошлины за­конодатели ввели некоторые усовершенство­вания взаимоотношений при уплате данного вида налога. Теперь суды при рассмотрении дел могут не только уменьшить размер госпош­лины или отсрочить ее уплату, но и совсем от­менить. Исходить они будут из имущественного положения плательщика. Право освобождения от госпошлины дано судам общей юрисдикции, Арбитражным судам, Суду Российской Федера­ции и конституционным (уставным) судам субъ­ектов РФ, а также мировым судьям.

Как известно, при исчислении размера госу­дарственной пошлины за удостоверение дого воров, подлежащих оценке, принимается сум­ма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с Налого­вым кодексом РФ. Законодатели пересмотрели перечень лиц, которые вправе теперь давать оценку имущества. Так, стоимость транспорт­ных средств, недвижимого имущества, земель­ных участков и иного имущества, как и прежде, может определяться юридическими лицами, но только теми, которые вправе заключать дого­вор на проведение оценки согласно законода­тельству Российской Федерации об оценочной деятельности. Ранее действующая формулиров­ка “организациями, осуществляющими оценку” заменена на более корректную. Это не позволит оценивать имущество организациями, не име­ющими полномочий на проведение оценочной деятельности. Разумеется, право оценки остав­лено за экспертами и государственными орга­нами (судебно-экспертные учреждения органа юстиции, федеральный орган, осуществляющий кадастровый учет, ведение государственно­го кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т. д.)

Налог на добавленную стоимость

Со следующего года налогообложение мар­гарина, жиров специального назначения, в том числе жиров кулинарных, кондитерских, хлебопекарных, заменителей молочного жи­ра, эквивалентов, улучшителей и заменителей масла какао, спредов, смесей топленых будет производиться по налоговой ставке 10 про­центов (Федеральный закон от 29.11.2012 № 206-ФЗ). Ранее объектом по ставке 10 про­центов облагался один маргарин, а остальные аналогичные продукты должны были облагать­ся по ставке 18 процентов.

Ввоз товаров на территорию РФ является са­мостоятельным объектом налогообложения по НДС. Рассмотрим, что изменилось в этой сфере.

Законодатели приняли закон об освобожде­нии от НДС культурных ценностей, ввозимых в РФ за счет внебюджетных источников (Феде­ральный закон от 03.12.2012 № 245-ФЗ). В по­яснительной записке к законопроекту говори­лось, что государственные и муниципальные учреждения приобретают культурные ценно­сти за рубежом для пополнения своих фондов, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств внебюджетных источников. Косвен­но послабление направлено и на снижение расходов частных лиц. Заместитель министра культуры отметил, что, освободив эту сферу от налогов, государство показывает меценатам, что они более свободно могут давать средства на приобретение культурных ценностей.

Итак, 245 законом принята поправка в ста­тью 150 Налогового кодекса РФ. Теперь норма об освобождении ввоза из-за границы культурных ценностей, приобретенных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, заменена на норму об освобожде­нии импорта культурных ценностей, приобре­тенных государственными или муниципаль­ными учреждениями, без учета источника средств приобретения. Таким образом, сейчас неважно, за счет каких средств приобретено имущество. Главное содержание рассматрива­емой льготы – преференции конкретным нало­гоплательщикам.

Ранее освобождение действовало только для ценностей, ввезенных (приобретенных) на бюджетные средства. Теперь приобретение может осуществляться на любые средства (на­пример, музей приобрел произведение искус­ства на спонсорские деньги).

При обсуждении законопроекта в прессе рассматривалось, что указанную льготу смо­гут получить и частные музеи. Но как видно из новой формулировки нормы, льгота может быть предоставлена только государственным и муниципальным учреждениям.

Справка: государственными и муниципаль­ными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъек­том Российской Федерации и муниципальным образованием (ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих орга­низациях”).

Льгота распространяется на учреждения ог­раниченной сферы деятельности. Это не могут быть учреждения в области спорта, образо­вания, здравоохранения, науки. Законодатели установили второе правило в этом вопросе – льготу при пересечении таможни надо подтвер­дить госорганом в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в т. ч. археологического наследия), кинематографии и архивного дела. Вероятнее всего, что и воспользоваться льго­той смогут лишь учреждения данной сферы. На сегодня нет разъяснений, что же в итоге будет подтверждать уполномоченный орган.

Напомним, что и таможенные пошлины при ввозе таких ценностей также не подлежат уплате (подп. 4 п. 3 ст. 80 Таможенный кодекс Таможенного союза).

Федеральный закон № 245-ФЗ вступает в силу со II квартала 2013 года (с 1 апреля), так как в отличие от остальных рассматривае­мых здесь законов был принят лишь в декабре 2012 года и не успевает вступить в силу с 1 ян­варя 2013 года.

Налог на прибыль организаций

В заключение рассмотрим, что нового пла­нируется в налогообложении по налогу на при­быль организаций.

Налогоплательщики, получившие имущест­во (в т. ч. денежные средства), работы, услу­ги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финанси­рование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств. С 2013 года отчет о целе­вом использовании средств надо будет пред­ставлять в составе налоговой декларации по налогу на прибыль, а не комплекта бухгалтер­ской отчетности.

Наибольшие изменения получили положения об амортизируемом имуществе. Как известно, объект, в отношении которого была примене­на так называемая амортизационная премия, включается в амортизационную группу по пер­воначальной стоимости за минусом этой самой амортизационной премии. Уточнено, что при определении остаточной стоимости таких объ­ектов надо брать в расчет не первоначальную (полную) стоимость, а именно ту, по которой имущество фактически включалось в аморти­зационную группу (подгруппу).

Законодатели смягчили норму о восстанов­лении расходов в виде амортизационной пре­мии при реализации объекта ранее, чем по истечении пяти лет с момента введения в экс­плуатацию основных средств. Теперь восста­навливать сумму амортизационной премии надо только в том случае, если объект реали­зован в указанные сроки лицу, являющему­ся взаимозависимым с налогоплательщиком. Если указанное восстановление произошло, налогоплательщик обязан по-новому рассчи­тать остаточную стоимость. Она должна быть увеличена на сумму восстановленных расхо­дов, включенных в состав внереализационных доходов в соответствии с пунктом 9 статьи 258 кодекса. Данная поправка внесена в ста­тью 268 Налогового кодекса РФ.

Ну и, пожалуй, главное новшество, которое позволило немного синхронизировать бухгал­терский и налоговый учет. Речь идет о начале начисления амортизации по объектам амор­тизируемого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации. До 2012 года включительно в Налоговом кодек­се РФ дата начала амортизации была “привяза­на” к процессу госрегистрации. Вот как звучала норма: “основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соот­ветствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержден­ного факта подачи документов на регистрацию указанных прав”. Эта норма отменена (Феде­ральный закон от 29.11.2012 № 206-ФЗ) и те­перь амортизировать указанное имущество на­до с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации. Данная норма совпадает с поло­жениями ПБУ 6/01 (п. 21 ПБУ 6/01, утвержден­ного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) и Методическими указаний по бухгал­терскому учету основных средств (п. 61 указа­ний, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).

Применение повышающего специального коэффициент (не выше 2) к норме амортиза­ции для амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрес­сивной среды и (или) повышенной сменности, ограничено. С 1 января 2014 года коэффици­ент в отношении указанного имущества приме­няться не будет.

В пункте 1 статьи 256 Налогового кодек­са РФ внесли поправку и с 2012 года к амор­тизируемому имуществу будут относиться мо­билизационные мощности. А вместе с ними и расходы организации в форме реконструк­ции, модернизации, технического перевоору­жения амортизируемого имущества, относяще­гося к мобилизационным мощностям.

К внереализационным расходам будут от­носиться непосредственно затраты на прове­дение работ по мобилизационной подготовке, а также затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мо­билизационного плана.

Небольшие изменения внесены во взаимо­отношения налоговых органов с должниками. Согласно статье 266 Налогового кодекса РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед на­логоплательщиком, по которым истек установ­ленный срок исковой давности, а также те дол­ги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Теперь в эти положе­ния внесено дополнение. Безнадежным будет считаться также такой долг, по которому судеб­ный пристав-исполнитель дело прекратил и вер­нул взыскателю (налоговому органу) документы на взыскание по следующим основаниям: – невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить све­дения о наличии принадлежащих ему денеж­ных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в бан­ках или иных кредитных организациях; – у должника отсутствует имущество, на кото­рое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Налоговый консультант И.М. Акиньшина

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...