ФСБУ 28/2023: правила инвентаризации забалансовых счетов с 2025 года - Бухгалтерия.ru

ФСБУ 28/2023: правила инвентаризации забалансовых счетов с 2025 года

вчера в 11:06 распечатать

С 1 апреля 2025 года вступили в силу новые правила инвентаризации забалансовых счетов, предусмотренные Федеральным стандартом бухгалтерского учета № 28/2023.

По ФСБУ 28/2023 инвентаризация проводится по забалансовым счетам, охватывающим активы и обязательства, не входящие в основной баланс, но подлежащие контролю и регулярной проверке. Несмотря на то, что данные на забалансовых счетах не формируют официальную отчетность, они играют важную роль в оперативном управлении ресурсами и контролем над имуществом.

Какие активы и обязательства учитываются на забалансовых счетах?

Активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах:

  • Арендованные активы: основные средства, если право пользования ими не признано в балансе; прочие арендованные объекты по решению организации.
  • Имущество в безвозмездном пользовании: временные объекты, используемые на бесплатной основе.
  • Товарно-материальные ценности: сырье и продукция на ответственном хранении, давальческие материалы, товары на реализацию по комиссионному договору.
  • Специфические активы: оборудование заказчиков для монтажа, бланки строгой отчетности.
  • Списанную дебиторскую задолженность, включая безнадежные долги; банковские гарантии, залоги, поручительства.

Список забалансовых счетов утвержден приказом Минфина РФ №94н от 31.10.2000, организации вправе дополнять его в зависимости от особенностей своей деятельности.

Этапы процесса инвентаризации забалансовых счетов.

Подготовительный этап:

  1. Издание приказа об инвентаризации.
  2. Создание комиссии. В состав включаются представители администрации, бухгалтерии, материально ответственные лица. Комиссия не нужна, если в организации числится только руководитель и бухгалтер.
  3. Подготовка и сбор документов, подготовка бланков (описей, актов). Инвентаризационные описи должны содержать полный список объектов учета со ссылками ссылки на первичные документы (договоры аренды, акты приема-передачи и т.д.); результаты подсчетов; подписи ответственных лиц.
  4. Основной этап. Проводится непосредственная проверка фактического наличия имущества и сопоставление реальных данных с информацией, содержащейся в учете. Могут применяться такие методы фиксации, как фото и видеозапись.
  5. Анализ расхождений. Выявленные излишки, недостачи и ошибки фиксируются в сличительной ведомости в присутствии комиссии.
  6. Заключительный этап предполагает оформление результатов инвентаризации: руководитель подписывает акт, затем бухгалтер вносит корректировки в учет.
  7. Затем, на самом последнем этапе списываются недостачи, приходуются излишки и разрабатываются меры по предотвращению ошибок в будущем.

Как организовать инвентаризацию забалансовых счетов?

Основные средства (счет 001 и 005). Комиссия проверяет наличие и состояние имущества, учтенного на забалансовом счете. Для этого проводится:

  • Визуальный осмотр.
  • Сверка данных. Соответствие инвентарных номеров, технических характеристик, условий хранения учетным записям.
  • Документирование, в том числе фиксация состояния объектов через фото-/видеосъемку.

Результат оформляется в акте с указанием выявленных отклонений и рекомендациями по их устранению.

Товарно-материальные ценности (счета 002, 003 и 004). Инвентаризация должна подтверждение наличие материальных ресурсов и правильность учета. С этой целью проводится проверка:

  • договоров ответственного хранения, актов приема-передачи, сертификатов;
  • соответствия и НМА установленным (например, исключительные права, программное обеспечение);
  • фактического количество ТМЦ (давальческое сырье, товары на комиссии) с данными учета.

Ценности, не принадлежащие организации, не должны попасть в баланс.

Бланки строгой отчетности (БСО) и касса (счет 006).

При инвентаризации счета 006 проводится сплошной пересчет, путем проверки каждого бланка (чеки, квитанции) на соответствие номеров, серий, сроков действия. Проводится сверка с журналами: данные о движении БСО должны совпадать с записями в регистрах. По результатам инвентаризации оформляется ведомость расхождений (если выявлены недостачи/излишки).

Расчеты и обязательства (счета 007, 008 и 009). Инвентаризации данных счетов направлена на проверку долгов и обязательств, отражаемых на забалансовом учете.

Проверяют соблюдение 5-летнего срока хранения информации о списанных долгах (счет 007) и соответствие сумм и условий договорам.

Проводят верификацию обеспечений:

  • 008 счет: Полученные гарантии (проверка актуальности договоров залога, поручительств).
  • 009 счет: Выданные обеспечения (наличие подтверждающих документов по обязательствам перед контрагентами).

При выявлении просроченных обязательств составляется акт о безнадежности взыскания.

Автор. Е.Грицак


В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...