ЭЦП-2022. Инструкция по применению

17.12.2021 распечатать

Минцифры рассказало о порядке применения электронной подписи после 1 января 2022 года. По просьбе журнала «Расчет» Ирина Нугаева, эксперт Департамента финансового консультирования, аудита и МСФО компании КСК Групп, изучила разъяснения ведомства, чтобы ответить на вопросы, какие подписи будет применять бизнес, какие ЭЦП продолжат действовать, а какие нужно получать заранее.

Расчетливая подписка!
Сейчас подписку на журнал «Расчёт» можно получить бесплатно вместе с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера». Предложение ограничено, торопитесь! Подключить бератор с «Расчётом»

С 1 июля текущего года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Законом определено три вида электронной подписи.

1. Простая электронная подпись. Такой вид ЭЦП представляет собой логин и пароль для входа на сайт или код, поступивший в виде СМС на телефон абонента. 

Эта ЭЦП создается в информационной системе, а применяется, как правило, в банковских операциях, для аутентификации, получения госуслуг, иногда – во внутрикорпоративном ЭДО. 

Простая электронная подпись имеет аналогичную значимость с собственноручной, если это прописано в отдельном нормативно-правовом акте или в соглашении между участниками электронного документооборота. В последнем прописываются правила идентификации владельца простой ЭЦП и соблюдения конфиденциальности.

2. Неквалифицированная усиленная электронная подпись. Эти ЭЦП согласно закону обладают уже гораздо большим спектром возможностей. 

Такая подпись создается программами криптошифрования с использованием закрытого ключа. Ее применение помогает идентифицировать личность обладателя и подтвердить факт внесения в файл изменений. Основная сфера применения – документооборот между контрагентами и участие в электронных торгах.

3. Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Как и предыдущий вид, эта подпись создается при помощи криптографии и открытых ключей. Но согласно Закону 63-ФЗ отличается такая подпись тем, что она имеет квалифицированный сертификат. ПО для работы с ней должно быть сертифицировано ФСБ России. 

Также согласно закону УКЭП выдается только удостоверяющими центрами, аккредитованными Минкомсвязи. 

Данная ЭЦП не требует дополнительных условий и соглашений от участников обмена, имеет юридическую значимость наравне с бумажным собственноручно подписанным документом. Такая подпись в соответствии с законом применяется для направления отчетности в госорганы, в электронных торгах, для работы с информационными системами любого органа государственной власти, а также внутрикорпоративного и внешнего ЭДО. 

Таким образом, если организации и ИП используют такую подпись, электронный документооборот законом автоматически признается юридически значимым.

Под получением ЭЦП фактически понимается получение сертификата подписи. С помощью закрытого и открытого ключей владелец сертификата формирует электронную подпись для каждого файла. Сертификат подтверждает, что ключи принадлежат конкретно этому владельцу и именно он подписал документ. Закон определяет несколько типов сертификатов:

  • сертификаты ЭЦП юридического лица (в нем указаны физлицо – владелец сертификата, а также организация, которая будет пользоваться электронной подписью;
  • сертификат физлица (указывается только владелец сертификата);
  • обезличенный сертификат для автоматического подписания (указано только юрлицо, без информации о конкретном владельце, руководителе или сотруднике).

Как получить новую ЭЦП

С 1 января нового года типы сертификатов, выдаваемые удостоверяющими центрами, не изменяются, однако корректировки все же будут. Они коснутся способов получения сертификатов и их применения. Так, сертификат юрлица больше не сможет получить сотрудник организации или уполномоченное лицо. Их выдадут только руководителям и только УЦ ФНС или ее доверенные лица (финансовым организациям – УЦ Центробанка, бюджетникам – УЦ Федерального казначейства). 

Сертификат физлица будут использоваться не только для личных нужд, но и сотрудниками организаций. Чтобы подписать отчетность или другие документы от имени компании, им также понадобится электронная доверенность, заверенная, в свою очередь, квалифицированной ЭЦП руководителя организации. 

Обезличенные сертификаты прежде использовались только в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) при оказании госуслуг. С 2022 года такие сертификаты можно использовать только при подписании документов в информационной системе, оператор которой одновременно является владельцем ЭЦП.

Выдавать электронные подписи на текущий момент могут Удостоверяющие центры ФНС, представляющие собой территориальные отделения налоговых инспекций. 

Перечень УЦ ФНС можно найти на региональном сайте налоговой службы. УЦ ФНС будут выдавать подписи организациям (получить подпись сможет только лицо, которое вправе действовать от имени организации без доверенности, то есть ее руководитель) и ИП и нотариусам, которые должны обратиться за получением подписи лично.

 Обратите внимание: выдачей подписей физическим лицам, включая сотрудников организаций, УЦ ФНС заниматься не будут. 

Также получить ЭЦП можно будет в аккредитованных удостоверяющих центрах. АУЦ – это коммерческие Удостоверяющие центры, которые смогли пройти аккредитацию по новым правилам 1 июля 2021 года. Полный список аккредитованных УЦ можно найти на сайте Минцифры.

В переходный период с 1 июля и до конца этого года АУЦ будут выдавать подписи организациям, ИП и физическим лицам. Начиная с 1 января 2022 года АУЦ смогут выдавать электронные подписи только физическим лицам: как частным, так и сотрудникам организаций (тем, кто уполномочен выполнять какие-либо действия по доверенности).

И наконец, третья группа организаций, которые вправе выдавать электронные подписи – это доверенные лица УЦ ФНС. Такие организации представляют собой АУЦ, которые пройдут еще более жесткий отбор и будут определены ФНС в установленном Правительством РФ порядке. Доверенные лица УЦ ФНС смогут выдавать подписи от имени налоговой службы. Список доверенных лиц размещен на официальном сайте ФНС.

Доверенные лица УЦ ФНС будут выдавать ЭЦП компаниям, ИП, а также физическим лицам.

Электронные подписи руководителя и ИП

С 1 января 2022 года руководители организаций и ИП должны будут использовать подписи ФНС. Получить такую ЭЦП можно уже с 1 июля 201 года.

Чтобы получить подпись, нужно обратиться напрямую в налоговую или к ее доверенным лицам.

За первой подписью руководитель должен приехать сам – для удостоверения личности. Получить ЭЦП за него даже по нотариальной доверенности невозможно. 

Получая следующие подписи, он сможет удостоверять личность дистанционно: действующей электронной подписью или биометрическими данными. На первую встречу с представителями ФНС или удостоверяющего центра руководителю нужно взять с собой паспорт, СНИЛС, защищенный носитель (токен) и документацию на него. 

Носитель можно купить в УЦ или у производителя, а можно использовать уже имеющийся, соответствующий требованиям Налоговой службы.

Чтобы электронная подпись работала, на компьютере должно быть действующее средство криптозащиты (например, программа КриптоПро CSP и лицензия на нее). Эту программу можно приобрести в удостоверяющем центре, а также у доверенных лиц или у производителя. 

В ФНС руководители смогут получить только одну подпись на компанию. Ее ключ будет некопируемым – это значит, что нельзя будет сделать копию для сотрудника. Всем уполномоченным лицам, которые подписывают документы от лица компании, понадобятся своя подпись физлица и электронная доверенность.

Для руководителей финансовых организаций и должностных лиц госструктур с 2022 года будут действовать иные правила. Им нужно применять подписи, полученные в Центробанке и Казначействе соответственно.

Изменения по использованию ЭЦП сотрудниками

Подписи сотрудников, которые действуют сейчас, содержат информацию не только о самом физлице, но и о его принадлежности к конкретной организации. Новые подписи такой информации отражать в себе не будут. Другими словами, сотрудники будут получать просто подпись физического лица. А полномочия будет подтверждать электронная доверенность в машиночитаемом виде (МЧД).

Если россиянин будет заверять электронный документ для личных целей, он подпишет его новой ЭЦП физического лица. Если он будет действовать как сотрудник организации или ИП, то к документу, подписанному подписью физического лица, должна быть приложена электронная доверенность в машиночитаемом виде.

В ближайшее время должны быть утверждены требования к формату МЧД, содержанию в ней обязательных реквизитов, порядку ее направления, отзыва и хранения.

С 1 января 2022 года сотрудники компаний и уполномоченные лица должны использовать свою личную подпись и для рабочих, и для личных документов. 

Если на 1 января у сотрудника есть электронная подпись УЦ, аккредитованного по новым правилам, он может продолжать использовать ее. А уже следующую подпись получать по новым правилам, обратившись в аккредитованный удостоверяющий центр.

Сроки действия электронной подписи

Все электронные подписи, которыми на текущий момент подписывают документы организации и ИП, можно использовать до истечения срока их действия или до 31 декабря 2021 года включительно, в зависимости от того, какая дата наступит раньше. 

В официальном письме от 10 августа 2021 года № ОП-П15-085-33604 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций разъяснило, как в 2022 году будут применяться электронные подписи, полученные в 2021 году. 

Если электронную подпись выдал УЦ, аккредитованный после 1 июля 2020 года, то подпись будет действительна до окончания срока действия сертификата КЭП (даже если окончание срока наступает после 1 января 2022 года). 

Если же сертификат КЭП был создан до 1 июля 2021 года УЦ, аккредитованным ранее 1 июля 2020 года и прошедшим аккредитацию по новым правилам с 1 июля по 31 декабря 2021 года, то электронную подпись можно использовать до окончания срока действия сертификата КЭП. 

В случае если электронная подпись была выдана до 1 июля 2021 года, а удостоверяющий центр, выдавший ее, не прошел аккредитацию по новым правилам, использовать такую подпись после 1 января 2022 года невозможно. 

Если сертификат был выдан после 1 июля 2021 года Удостоверяющим центром, который на момент выдачи еще не прошел аккредитацию по новым правилам, то и такая подпись является недействительной.   

Выбор читателей

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Даю согласие на обработку моих персональных данных


Loading...