Электронный счет-фактура в 2012 году

10.04.2012 распечатать

В ближайшее время в РФ может быть внедрен полноценный электронный документооборот первичных документов. Разумеется, на добровольной основе. По крайней мере, Федеральное собрание и Правительство РФ приняли ряд законов и подзаконных нормативных актов, позволяющих это сделать. Дело осталось за малым... В общем, победа технического прогресса неизбежна. Но важно, чтобы в числе побежденных не оказались конечные потребители – то есть мы с вами.

Собственно электронный документооборот, но только по отчетности предприятий, стал применяться в РФ более 10 лет назад, после принятия в 2002 году Федерального закона № 1-ФЗ от 10.01.2002 года «Об электронной цифровой подписи». Пионером в этом деле стала ФНС, первой внедрившая системы сдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). В 2007–2010 гг. к ней присоединились внебюджетные фонды – ПФР и ФСС.

Без бумажки ты... «продвинутый пользователь»

Несмотря на убеждения представителей властных структур, что сдавать отчетность «по инету» – значит избавить себя от кучи проблем и временных издержек, те не спешили принимать новации «на ура» и предпочитали работать по старинке, то есть «в бумажном формате». Дескать, может и медленно, зато верно. Чиновники стали «нажимать», постепенно уменьшая показатель среднесписочной численности работников предприятий, дабы как можно больше хозяйственных субъектов перешли на «электронку». И сегодня сотни тысяч предприятий и предпринимателей, кто волей, а кто поневоле, пользуются этими техническими возможностями и сдают свою отчетность по телекоммуникационным каналам связи, «через Интернет».

Очевидным развитием этого процесса было бы законодательное и техническое внедрение возможности обмена первичными документами и счетами-фактурами между контрагентами и представление истребованных первичных документов в налоговую в электронном виде, без необходимости хранить и передавать означенные документы в бумажном виде. Введение подобной системы в Казахстане, например, позволяет, по оценкам Налогового комитета Минфина республики, экономить до 5 млрд тенге в год.

История вопроса

В РФ принятые в 2010–2011 гг. нормативные акты приблизили воплощение этих надежд. Формальная возможность обмениваться первичными документами – актами, товарными накладными и пр. – в электронном виде между контрагентами «по соглашению сторон» была введена еще почти 6 лет назад (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Однако ввиду отсутствия правового регулирования и технических возможностей электронного документооборота по этим документам с контролирующим органом – ФНС – широкого распространения эта возможность не получила.

Отдельной проблемой было отсутствие возможности обмениваться счетами-фактурами в электронной форме как из-за отсутствия собственно юридической возможности выставлять и вести их учет в электронном виде, так и самого электронного формата, который должен быть установлен государством. Также не был определен как порядок выставления и обмена электронными счетами-фактурами, так и порядок представления электронных счетов-фактур и их журналов по требованию в налоговые инспекции. То же касалось и остальных первичных документов. При истребовании их налоговой инспекцией эти документы все равно пришлось бы переводить в бумажный вид, т.к. до сегодняшнего дня электронный формат представления их по телекоммуникационным сетям при истребовании в налоговую не установлен.

Окно в Европу

На европейском рынке 2,5 млн компаний (из 23 млн) используют электронные документы при работе с контрагентами и клиентами. В ряде стран доля электронных счетов-фактур превышает 70 % (например, в Финляндии). Первой из участниц СНГ страной, применяющей электронные счета-фактуры, стал Азербайджан.

Что касается России, то только одна крупная торговая компания обрабатывает в год порядка 3 млн счетов-фактур, а всего налоговые органы принимают в год порядка 15 млрд счетов-фактур на бумажных носителях. По этой же причине Россия лидирует в мире по числу бухгалтеров: на сегодня их в нашей стране порядка 5 миллионов.

Дело сдвинулось со вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса…». Данным документом были внесены изменения в Налоговый кодекс, и электронный счет-фактура получил право на существование. Далее Минфин своим приказом от 25.04.2011 г. № 50н «Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи» собственно сам порядок документооборота электронных счетов-фактур и установил.

В 2011–2012 гг. уже Федеральная налоговая служба ввела в действие следующие нормативные документы:

  1. Приказ ФНС от 17.02.2011 г. № ММВ-7-2/168@ «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

  2. Приказ ФНС бы от 9.06.2011 г. № ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

  3. Приказ ФНС от 30.01.2012 г. № ММВ-7-6/36@ «Об утверждении форматов представления документов, используемых при выставлении и получении счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной подписи».

Первый документ определяет порядок предоставления истребуемых документов в ФНС в электронном виде. Во втором в новой редакции излагаются формы, в том числе и в электронном виде, по которым в налоговый орган представляются сведения об открытии и закрытии счетов, об участии в российских и иностранных организациях, о реорганизации или ликвидации. В третьем утверждается формат сообщения, которым участник ЭДО должен уведомить ФНС о применении им электронных счетов-фактур, а также ряд подтверждающих электронных документов (формат информационного сообщения об участнике электронного документооборота счетами-фактурами; форматы извещений о получении электронного документа, подтверждения даты отправки и получения; формат уведомления об уточнении электронного счета-фактуры).

Следует отметить, что первые два документа прошли регистрацию в Минюсте РФ и вступили в силу в установленном законодательстве порядке, что не всегда характерно для нормоустанавливающих документов ФНС. Третий же документ официально опубликован не был. По крайней мере, пока.

С вступлением в силу этих нормативных актов электронный документооборот получил почти полное юридическое обоснование. Осталось дело за этим самым «почти»…

Примечание от ред. Бухгалтерия.ру

Как сообщил на пресс-конференции, состоявшей 3 апреля, замглавы ФНС России Даниил Егоров, ведомство подготовило приказ (от 05.03.2012 № ММВ-7−6/138), которым утверждаются электронные форматы счетов-фактур. Планируется, что Минюст зарегистрирует приказ до 11 апреля. Таким образом, возможно, что уже в середене апреля можно будет применять электронные счета-фактуры

Дела сегодняшние

Налоговый кодекс в п. 2 статьи 93 говорит, что «если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи». Упомянутые форматы должны быть утверждены государством и должны применяться всеми участниками электронного документооборота. Речь идет об электронных формах собственно счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. По информации, полученной от профессиональных операторов электронного документооборота на прошедшей в январе 2012 года выставке «Бухгалтерский учет», эти форматы должны быть утверждены в течение февраля-марта 2012 года, если это уже не произошло. Но пока ждем-с.

Утверждение этих форматов реализует техническую возможность выгрузки счетов-фактур, их журналов учета и книг продаж для обмена между всеми участниками документооборота, уже без обязательного требования согласования форматов. А также сделает возможным передавать истребованные документы в налоговую в электронном виде. Само истребование тоже будет происходить в электронном виде по телекоммуникационным сетям, как и устанавливает упомянутый Приказ ФНС от 17.02.2011 г. № ММВ-7-2/168@.

«Надоел, проклятый!»

В ходе работы над новыми формами счетов-фактур (утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137) руководство ФНС предложило всем желающим высказать свои пожелания на специальном интернет-форуме. Пожелания многих участников обсуждения свелись к следующему: отменить счет-фактуру как ритуально-бюрократический пережиток! Уклонению от уплаты НДС он не препятствует, а гражданско-правовым отношениям мешает. НДС же можно выделять в товарных накладных, актах и прочих первичных документах, а не тратить бумагу или деньги на электронные подписи.

Нормативно-правовых актов, регулирующих порядок выставления и получения первичных документов в электронном виде (кроме счетов-фактур, разумеется), в настоящее время в РФ не принято.

Однако в соответствии с тем же п. 4 ст. 11 закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ обмен электронными сообщениями, подписанными электронными подписями, рассматривается как обмен документами. Т.е., документ, подписанный ЭЦП, является правовым аналогом бумажного документа, подписанного собственноручно ответственным лицом предприятия. А в соответствии с п.7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»: «Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации». Таким образом, электронные товарные накладные, акты и другие первичные документы вполне имеют право на жизнь, если заверяются электронной подписью в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Минутная готовность

Для использования первичных электронных документов в повседневной жизни необходимо выполнять ряд технических требований.

Во-первых, рабочие места контрагентов электронного документооборота должны быть оборудованы программным обеспечением для работы с электронной подписью, а ответственные за подпись документов лица должны иметь оформленную в соответствии с законодательством электронную подпись. С этим сейчас в РФ вроде проблем нет. В стране разработаны десятки программ для работы с электронной подписью и шифрования в соответствии с действующими гостами (ГОСТ 28147-89), действуют сотни сертифицированных удостоверяющих центров, готовых выдать вам, а точнее, вашей организации для вас, электронную подпись. Единственное, о чем следует побеспокоиться – чтобы приобретаемая ЭЦП была предназначена для электронного документооборота первичных документов. Программа шифрования может быть любая, соответствующая упомянутому ГОСТу.

Во-вторых, для передачи первичных документов, кроме, разумеется, счетов-фактур, для которых планируется принятие установленных форматов, контрагентам будет необходимо согласовать форматы передаваемых по телекоммуникационным каналам связи электронных первичных документов. Программное обеспечение получателя должно «уметь читать» отправленные ему отправителем электронные первичные документы и импортировать в электронные журналы документов в учетную программу, как сами первичные документы, так и данные электронной подписи. В противном случае получатель или вообще не сможет прочитать присланный документ, или же ему придется вбивать данные документа в свою бухгалтерскую программу вручную и вести журналы учета параллельно с бухгалтерской программой.

Есть ли в вашей бухгалтерской программе отдельное поле для отпечатка сертификата ЭЦП – специальной последовательности знаков и цифр, определяющих технические параметры и реквизиты электронной подписи? Будет ли предусмотрена возможность импорта полученных в электронном виде первичных документов и счетов-фактур в бухгалтерскую программу? Эти вопросы можно адресовать как производителям, так и пользователям всех бухгалтерских программ. Ведь организация-контрагент по требованию контролирующего органа или «других участников хозяйственных операций» должна будет изготовить «за свой счет копии таких документов на бумажных носителях» (п.7 ст. 9 Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Если для счетов-фактур ожидается принятие установленных форматов обмена, это сделает законодательно возможным обмен и передачу истребованных документов только в электронном виде. Для других же первичных документов бумажные копии входящих электронных первичных документов будут иметь законный вид только при наличии на них соответствующего отпечатка сертификата ЭЦП. В противном случае контрагенту потребуется пачка бумаги, принтер и курьер. И не забудьте включить электричество.

Данная операция особенно актуальна при истребовании таких первичных документов (без счетов-фактур) контролирующим органом. Форматы первичных документов в электронном виде для представления их по телекоммуникационным сетям при истребовании ФНС пока не установлены, так что представлять их в налоговую придется пока на бумаге. И доказательством законности их выставления и факта подписи их вашим контрагентом будет именно отпечаток сертификата электронной подписи.

И, наконец, в-третьих, на рабочих местах контрагентов должно быть установлено специальное программное обеспечение, позволяющее обмениваться такими сообщениями, желательно в защищенном виде. Такие программы уже разработаны и с вышеназванными ограничениями электронный документооборот в РФ уже применяется. Как правило, такие услуги предлагают компании, являющиеся специализированными операторами связи по передаче отчетности предприятий. Они же уполномочены ФНС для передачи истребованных документов в электронном виде. Сегодня контрагенты могут обмениваться первичными документами только в рамках пространства услуг одного оператора. Если у вашего контрагента стоит программа от другого производителя, то передавать ему первичные документы вам придется по старинке, на бумаге. Переговоры об организации межоператорского роуминга ведутся, но, учитывая уровень конкуренции операторов между собой на рынке электронной отчетности, ожидать введения общего роуминга скоро не приходится.

Цена всегда имеет значение

Последний вопрос, который можно было бы адресовать операторам – посредникам электронного документооборота: какова предполагаемая цена предполагаемых услуг по обмену первичными документами?

Вряд ли коммерческие операторы будут предоставлять такие услуги бесплатно. Поскольку полноценного документооборота в РФ пока не введено, то и говорить о ценах пока можно только приблизительно. По информации, полученной от участников прошедшей выставки «Бухгалтерский учет», цена за одну транзакцию – передачу счета-фактуры, например, может составлять около 10 рублей. Разумеется, можно ожидать, что с развитием конкуренции цены будут падать, но предприятиям с небольшим объемом документооборота стоит перед подключением посчитать экономическую выгоду от внедрения такой системы. Ведь за установку программ тоже придется платить.

Юрий Кокарев, независимый эксперт

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.