Проблема номер один: унификация отношений с фондами
На сегодняшний день ЕСН – самый тяжелый и дорогой налог по своему администрированию. В администрирование входит система зачетов с ФСС, взаимодействие с территориальными отделениями ФОМС, раздельный учет страховой и накопительной частей Пенсионного фонда... Трехлетний опыт работы МНС с этим налогом подсказывает, что в устоявшейся схеме можно многое изменить к лучшему. И главное – унифицировать взаимоотношения налоговых инспекторов с отделениями внебюджетных фондов. Например, ввести для налогоплательщика единую платежку, вместо тех одиннадцати, которые он сейчас заполняет. Распределение же денег по фондам доверить Федеральному казначейству.
Идея хорошая... Однако Минфин России пока не «слышит» налоговое ведомство. Поэтому налоговики сейчас внимательно следят за теми проектами реформирования систем обязательного медицинского и социального страхования, которые готовит Правительство РФ. И надеются, что они упростят систему налогообложения.
Проблема номер два: «черные» дыры в законодательстве
Закон дает налогоплательщикам хорошие возможности для легального ухода от уплаты ЕСН, – считает Салават Аминев. Речь идет о положении, позволяющем организациям не облагать данным налогом выплаты работникам из чистой прибыли. А также о льготах по ЕСН, действующих в отношении организаций инвалидов. По его мнению, единым социальным налогом должны облагаться любые выплаты. А льготы – действовать только в отношении конкретных людей, но отнюдь не целых предприятий, под вывесками которых скрываются вполне трудоспособные граждане. Свои соображения по этому поводу налоговое ведомство представило на рассмотрение в Министерство финансов, и скоро поправка
об организациях инвалидов должна появиться в Налоговом кодексе. А вот рацпредложение о выплатах из чистой прибыли в Минфине, что называется, «зарубили». Но на позицию налоговых чиновников это никак не повлияло – они остаются при своем мнении.
Проблема номер три: отмена регрессивной шкалы
Что касается самого налога, то МНС выступает за снижение его ставки и отмену регрессивной шкалы. По мнению Салавата Аминева, шкала дает льготы только 3 процентам налогоплательщиков, да и то тем, которым они по большому счету не нужны – крупным нефтяным компаниям, газовым и кредитным организациям. Таким образом, ставка налога должна быть плоской и низкой. А снизить ее можно за счет нескольких факторов. И здесь заместитель налогового министра поделился «крамольными», по его выражению, мыслями. Сейчас из 35,6 процента 28 идут в Пенсионный фонд. Из них 14 процентов – это страховая и накопительная часть, а 14 процентов – идут в бюджет в счет гарантированной пенсии. Таким образом, от страховой части пенсии можно и отказаться. Все равно остается 21-процентная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда. Другие возможные варианты: сократить в налоговой ставке процентную часть ФСС и ФОМС. В общем, резервы для снижения есть. И хотя Салават Аминев не назвал точную ставку налога, который бы устроил его ведомство, есть основания полагать, что она близка к заявленным правительством 26 процентам.
В налоговом министерстве хотят, чтобы ЕСН перечисляли единой платежкой – так удобнее, да и затраты на обработку данных значительно уменьшатся.
Налоговые чиновники хотят расширить налоговую базу по ЕСН и резко уменьшить категорию лиц, имеющих налоговые льготы.
Олеся Смолина

Ошибки в уведомлении об исчисленных налогах: напомним о типичных ситуациях
Вычеты НДС при переходе с УСН на ОСН
Отпуска 2026 – дайджест: уточнить и проверить перед оформлением отпуска и выплатой отпускных
Детские пособия с 1 февраля 2026 года: индексация, размеры выплат
Как заполнять 6-НДФЛ, РСВ и перссведения, если взносы за директора начисляются из МРОТ
Гендиректор не может одновременно работать на другой основной работе
Какие доходы исключены из базы по АУСН с 2026 года
Сдавать в аренду нежилое помещение без регистрации в качестве ИП запрещено
Можно ли на УСН с НДС 5% выставить счет-фактуру с НДС 22%
Изменен порядок формирования регионами перечней торгово-офисной недвижимости
