Гражданка долгое время работала преподавателем спецдисциплин в колледже. Уволившись по собственному желанию, она предварительно договорилась с работодателем о возможности возвращения на работу в 2023 году.
Но когда по истечении некоторого времени она направила официальное заявление о приеме на прежнюю должность, ей в этом письменно отказали по причине отсутствия вакансий. Гражданка сочла отказ необоснованным, поскольку на федеральном портале «Работа в России» в это время были размещены вакантные должности преподавателей в том же колледже, на которые она могла претендовать с учетом ее образования и квалификации. Бывшая работница предположила, что реальной причиной отказа стал личный конфликт с директором колледжа, произошедший до ее увольнения.
Она обратилась в суд с иском, в котором потребовала:
Суд первой инстанции оставил исковые требования Е. без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции частично удовлетворил жалобу. Он признал отказ колледжа в приеме на работу незаконным, взыскал с колледжа в пользу истца компенсацию морального вреда и судебные расходы. Но вот в удовлетворении требования о возложении обязанности заключить трудовой договор он отказал.
Свой отказ он мотивировал тем, что заключение трудового договора — это добровольный акт обеих сторон, и суд не может принудить работодателя к его подписанию при отсутствии фактических трудовых отношений.
Кассационный суд общей юрисдикции оставил апелляционное определение без изменения.
Однако Верховный Суд Российской Федерации не согласился с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций в части отказа заключить трудовой договор. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала, что в подобных случаях, когда удовлетворяется требование о признании незаконным отказа в трудоустройстве, суд обязан понудить к заключению договора.
Признание отказа в приеме на работу незаконным автоматически влечет за собой обязанность суда удовлетворить требование о заключении трудового договора. Это не право, а обязанность суда, необходимая для полного восстановления нарушенных прав гражданина.
Источник - определение В РФ от 25.01.2025 по делу № 2-КГ24-8-К3.
Комментарии (0)
Оставить комментарий