Согласно Федеральному закону от 4 августа 2023 года № 440-ФЗ, сотрудники вневедомственной охраны и ЧОПов на промышленных предприятиях получили право сбивать БПЛА. До этого такое право было только у Росгвардии, ФСБ, Минобороны.
В результате предприятия стали приобретать и устанавливать противодроновые системы.
Согласование установки таких систем не требуется, но должны быть внутренние документы компании по безопасности, где при их установке нужно отразить такую информацию.
Расходы на указанное оборудование, понесенные в соответствии с федеральным законодательством, можно учитывать в базе по прибыли, в том числе через амортизацию основных средств, если объект отвечает признакам амортизируемого.
Вместе с тем даже установка таких систем не дает гарантию предотвращения атаки БПЛА к объекту, поэтому в ряде случаев он может быть защищен только средствами ПВО.
А если дрон нанес ущерб предприятию, то восстанавливать объект компания должна самостоятельно.
Минфин в письме от 14 марта 2025 г. № 03-03-06/1/25700 отметил, что к внереализационным расходам относятся производственные потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Эти потери также включают стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и иного имущества, принадлежащего организации. Следовательно, в перечисленных ситуациях их стоимость можно учесть в расходах при расчете налога на прибыль. При этом должно выполняться требование статьи 252 НК РФ, в частности, о документальном подтверждении расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль.
Тот факт, что убытки возникли в результате чрезвычайных обстоятельств, нужно документально подтвердить. Для этого нужно обратиться в службы, которые изучают и ликвидируют последствия таких ситуаций: МЧС, полицию и т. д.
Чтобы оценить величину потерь, безусловно, потребуется инвентаризация.
Военные действия на территории Украины (Курской области), а также атаки беспилотных летательных аппаратов по территории РФ при определенных условиях могут рассматриваться как обстоятельства непреодолимой силы.
За заключением об обстоятельствах непреодолимой силы в случае атаки дрона следует обращаться в уполномоченную (региональную) Торгово-промышленную палату. Заключение выдают на территории субъекта РФ (муниципального образования), на которой наступили такие обстоятельства, и на которой действует уполномоченная ТПП (пункты 1.2, 1.5 Положения о свидетельствовании уполномоченными торгово-промышленными палатами обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, утв. Постановлением Совета ТПП России от 24 июня 2021 г. № 7-2).
Это Положение регулирует порядок получения заключения.
Вместе с тем свидетельствующий обстоятельства непреодолимой силы документ, выданный ТПП, не означает автоматического признания обстоятельств таковыми. Этот документ подлежит оценке судом как одно из доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы в договорных отношениях, а суд решает данный вопрос исходя их конкретных обстоятельств дела (см. постановления Двадцать первого ААС от 7 марта 2017 г. № 21АП-95/17, Восемнадцатого ААС от 6 июля 2015 г. № 18АП-6976/15).
Признаки обстоятельств непреодолимой силы изложены в пункте 8 постановлении Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. № 7 и в некоторых других судебных актах:
В пункте 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой РФ обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (принято постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23 декабря 2015 г. № 173-14 в редакции от 2020 года) дан расширенный перечень обстоятельств, которые могут свидетельствовать о форс-мажоре.
В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
Как видите, в числе обстоятельств непреодолимой силы упомянуты военные действия, террористические акты, диверсии (см. Апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Республики Мордовия от 19 февраля 2020 г. по делу № 33-290/2020).
Обстоятельства непреодолимой силы наверняка влекут убытки. В соответствии с пунктом 13 ПБУ 10/99 расходы, возникшие вследствие чрезвычайных обстоятельств, относят к прочим. В налоговом учете они признаются внереализационными (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Возникновение форс-мажора у контрагента ведет к созданию или пересчету бухгалтерского резерва по сомнительным долгам. Задолженность по проблемному договору может стать сомнительной из-за того, что она не будет погашена в срок.
В налоговом учете на резерве сомнительных долгов форс-мажор не сказывается. Он зависит только от сроков возникновения задолженности (ст. 266 НК РФ).
Также непреодолимые обстоятельства могут помешать компании выполнить налоговые обязательства. Поэтому о возникновении такой ситуации нужно максимально быстро сообщить в свою инспекцию - в произвольной форме.
Есть письмо Минфина от 14 августа 2020 г. № 03-02-07/1/73014, в котором говорится, что налогоплательщик вправе получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, если ему причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Это следует из норм статьи 64 НК РФ (подп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ). В этой же статье содержится требование для получения налоговой отсрочки представить в налоговый орган (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):
Заключение и акт должны быть составлены органом исполнительной власти (госорганом или органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченной в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Они названы в Федеральных законах от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», в положении о МЧС, утвержденном Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868. Среди них:
Чтобы была ясность, в какой именно ситуации и какой уполномоченный орган может выдать заключение и оценочный акт, самое разумное перед подачей заявления на отсрочку – это обратиться за разъяснениями в свой налоговый орган.
Также о наступлении обстоятельствам непреодолимой силы нужно уведомить и контрагентов. Будет или не будет ответственность, определяется конкретным договором, а в спорных случаях - судом.
Есть ряд условий, по которым необходимо проверить договор, чтобы понять, можно ли считать форс-мажором то или иное событие, и несет ли сторона договора ответственность при наступлении чрезвычайной ситуации. Основание – статья 401 ГК РФ. В ней говорится следующее:
Вместе с тем, обстоятельства могут считаться форс-мажором, если стороны признали это в договоре (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 6 августа 2021 г. № Ф08-6080/2021 по делу № А32-37934/2018). Здесь речь шла об экономических санкциях.
Если в договоре нет формулировки, что обстоятельства признаются форс-мажором, сослаться на непреодолимые обстоятельства не получится (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2021 г. № 09АП-65529/2021 по делу № А40-53904/2021).
Поэтому при заключении новых хозяйственных договоров (или при составлении дополнительных соглашений к старым) резонно включить положение о том, что стороны признают атаку БПЛА, в результате которой компании нанесен ущерб, форс-мажорным обстоятельством (или обстоятельством непреодолимой силы). Чтобы попытаться оспорить в суде санкции по договору, выставленные контрагентом.
В некоторых случаях, если имущество компании застраховано, возместит потери от чрезвычайной ситуации (атаки дронов) страховая компания, если договор содержит условие страхования таких рисков (а большинство страховщиков включили их в список исключений из страховых случаев), приняв как основание статью 964 ГК РФ, которая устанавливает случаи-исключения, когда страховая компания может не возмещать убытки:
Как видно, в этом списке исключений нет террористической атаки.
А в одном из судебных споров сделан вывод, что обстрелы не могут рассматриваться как часть военных действий, так как не введено военное положение. Судьи указали, что в связи с возникшими повреждениями были возбуждены уголовные дела по факту причинения умышленного ущерба имуществу компании, а это может быть рассмотрено как страховой случай (Решение АС г. Москвы от 9 октября 2023 г. по делу № А40-87971/2023).
Выплата возмещения при страховании транспортных средств возможна только в случае, если автомобиль застрахован по полису КАСКО. Выплат можно добиться, даже если в правилах страхования указано, что военные действия исключают возмещение ущерба.
Так в одном из дел суд пришел к выводу, что имущество пострадало от умышленных действий третьих лиц, а это является страховым случаем (Решение АС Белгородской области от 9 ноября 2023 г. по делу № А08-1994/2023). Для такой квалификации необходимо постановление о возбуждении уголовного дела.
Как составить и направить в Роскомнадзор уведомление о начале обработки персданных
Когда фирма не должна отвечать за налоговые разрывы в системе АСК-НДС
Почему при расчете налога на прибыль нельзя исправлять ошибки прошлых лет в текущем году
Новые перечни материально ответственных должностей и работ с 1 сентября 2025 года
МРОТ в 2026 году может поднимут до 34 000 рублей
При смене юридического адреса требуется перевыпуск сертификата КЭП
Как учесть аванс 2024 года без НДС, если отгрузка произошла в 2025 с НДС?
В 2025 году нельзя уменьшать базу по прибыли на расходы прошлых лет
Облагаются ли НДФЛ переводы денег ребенку на карманные расходы
Комментарии (0)
Оставить комментарий