Чаепитие по-минфиновски: вместо сахара — НДС?

Чаепитие по-минфиновски: вместо сахара — НДС?

21.08.2007 распечатать

Довольно часто компании предоставляют своим работникам чай, кофе и прочие продукты питания. Совсем недавно Минфин решил, что в подобных ситуациях нужно выставить счет-фактуру и начислить НДС. Так ли это неизбежно?

Минфин письмом от 5 июля 2007 года № 03-07-11/212 разъяснил, что безвозмездная передача чая, кофе и других продуктов питания сотрудникам организации на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса является объектом налогообложения НДС.

На первый взгляд, финансисты дали ответ в полном соответствии с поставленным вопросом: «Организация на безвозмездной основе предоставляет своим работникам чай, кофе и другие продукты питания. Подлежат ли обложению НДС указанные операции?»

Но представляется странным, что Минфин, признавая данные операции объектом обложения НДС, в последнем абзаце письма напоминает налогоплательщику о необходимости ведения раздельного учета налога по приобретенным товарам, используемым для осуществления облагаемых и необлагаемых операций. Тем самым финансовое ведомство, вероятно, дает понять, что к вычету суммы НДС по приобретенному чаю, кофе приняты не будут. Но почему? Ведь они приобретены для операции, облагаемой НДС, а это значит, что при соблюдении прочих установленных Налоговым кодексом условий «входной» НДС может быть принят к вычету. Таким образом, есть объект налогообложения — есть вычет НДС по приобретенным товарам. Но зачастую отсутствие счетов-фактур (поскольку приобретаются такие товары, как правило, в розничной сети) не дают возможности налогоплательщику реализовать свое право на вычет НДС.

Вместе с тем приобретение организацией чая, кофе и иных продуктов питания для своих работников — распространенное явление. Целью такого приобретения является обеспечение бытовых нужд работников. И это допускает Трудовой кодекс. Согласно статье 41 ТК в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Поэтому если предоставление чая, кофе и других продуктов питания предусмотрено условиями коллективного договора, то затраты на их приобретение следует признать в составе расходов на оплату труда. Основанием такого подхода являются пункты 25 статей 255 и 270 Налогового кодекса. Такая позиция неоднократно признана правомерной арбитражными судами (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 9 марта 2007 г. по делу № А56-44849/2005, от 21 июля 2006 г. по делу № А56-35606/2005 и др.) В этом случае невозможно говорить о безвозмездной передаче товаров, а следовательно, и о возникновении объекта налогообложения НДС, поскольку предоставление питания является частью расходов организации. При таком подходе к решению вопроса налогоплательщик вправе НДС принять к вычету при соблюдении требований ст. 171 и 172 Налогового кодекса. Однако при этом следует вспомнить налоговые споры о рекламе, расходы на которую, с одной стороны, являются составляющей себестоимости товаров, работ, услуг, реализация которых впоследствии облагается НДС, а с другой — налоговые органы передачу товаров в рекламных целях рассматривают как самостоятельный объект налогообложения НДС.

При несущественности затрат на приобретение чая, кофе и т. п. фирмы их «камуфлируют» в составе представительских расходов. Но многие организации, избегая споров с налоговыми органами, расходы на приобретение чая, кофе и иных продуктов питания производят за счет прибыли, остающейся после налогообложения. А это значит, что в бухгалтерском учете такие расходы признаются прочими и подлежат отражению по дебету счета 91 «Прочие расходы», а в налоговом учете они не участвуют в формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Предоставление работникам возможности выпить чашку кофе или чая не означает безвозмездную передачу товаров, а является расходом организации, направленным на создание дополнительных условий труда, способствующих поддержанию необходимой работоспособности. Следствием такого подхода является, с одной стороны, отсутствие объекта обложения НДС, а с другой — организация лишается права на вычет «входящего» НДС.

Не исключен и тот факт, что предоставление работникам кофе, чая и иных продуктов питания может рассматриваться как операция по передаче товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК). Именно указанную норму применил ФАС Волго-Вятского округа, рассматривая налоговый спор о выдаче молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (постановление от 20 января 2006 г. № А11-4741/2005-К2-27/196). Но данный объект налогообложения возникает только в случае передачи товаров организацией своим структурным подразделениям. К такому выводу пришел Минфин России в письме от 16 июня 2005 г. № 03-04-11/132: «в отношении вышеназванных товаров (чай, кофе, сахар с целью обслуживания клиентов. — Примеч. авт.), расходы на приобретение которых покрываются за счет собственных средств организации, объекта налогообложения НДС не возникает и уплаченный налог к вычету не принимается». Дополнительным аргументом послужит письмо МНС России от 21 января 2003 г. № 03-1-08/204/26-В088, в котором указано, «что при приобретении имущества (чайника) для собственных нужд, не связанного с производством и реализацией товаров (работ, услуг), без последующей передачи структурным подразделениям, объекта налогообложения не возникает».

И. Давидовская, зам. директора Палаты налоговых консультантов, — для «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.