Бизнес как спорт

05.03.2014 распечатать

Спортинг — концепция управления, возникшая на стыке бизнеса и спорта. Она объединяет в себе как соревновательный дух, так и стремление к получению прибыли. Как эта идеология меняет традиционные подходы к ведению дел?

Спорт в бизнесе

Чем обусловлена растущая популярность подобных спортивных аналогий в предпринимательстве? Одна из причин кроется в следующем: спорт в определенной степени можно считать наглядной моделью бизнеса, позволяющей предпринимателям извлечь множество полезных уроков. Каких именно? Соревнование любого уровня требует грамотной организации, включая разработку правил, обеспечение объективного судейства, решение финансовых вопросов, построение отношений со спонсорами и партнерами. Кроме того, необходимо стимулировать участников и не забыть про награды. В этом смысле спортивные функционеры уже отточили свои навыки и накопили весомый опыт, который сегодня у них перенимают предприниматели.

Спортивный дух и профессиональные навыки — это две важнейшие категории, соотношение которых в отдельном сотруднике в зависимости от задач может варьироваться от 0 до 100 процентов.


Такой «объединяющий» взгляд на две сферы — бизнеса и спорта — и создал предпосылки для появления концепции спортинга. Она, как можно догадаться из названия, основана на спортивной идеологии и методологии и подразумевает использование спортивных техник и технологий в бизнесе. Главная идея концепции: спортивный дух — залог предпринимательского успеха. Основной же вопрос спортинга — не «как управлять», а «как побеждать». Такой подход можно назвать симбиозом бизнеса, спорта и этики. Модель строится не на классической последовательности «организация – человек – прибыль», а на иной: «человек – организация – победа».

О том, что кардинально нового предлагает спортинг и как его можно встроить в систему управления сотрудниками, мы поговорили с Татьяной Карповой, специалистом по подбору персонала кадрового агентства «ЮНИТИ»:

Управление кадрами

– Спортивный дух и раньше был присущ бизнесу. Что действительно нового предлагает концепция, на ваш взгляд?

Аналогия «бизнес = спорт» появилась не вчера. Однако в условиях современной экономики модель S2B [Sport To Business - прим. ред.] находит все более частое применение. Проекция спорта на бизнес — это течение, которое явно набирает обороты: открывается масса тематических курсов, бизнес-школ, издаются десятки книг. Это объяснимо, так как строить бизнес на морально-волевых основах спортивного духа коллектива — это, при умелом управлении, возможность получить команду, которая будет эффективно работать практически в любой окружающей среде. Особенность модели в том, что итогом работы может стать либо «белое», либо «черное», нет никаких оттенков серого – либо победа, либо поражение. В такой обстановке может работать далеко не каждый человек, поэтому особенно важно подобрать «правильную» команду.

– Спортинг в качестве цели предлагает ставить не прибыль, а победу. Насколько оправдывает себя мысль «будут победы — придет и прибыль»? Нет ли риска увлечься второстепенными или даже «вредными» задачами, захватить рынок демпингом в ущерб прибыли, например?

Есть в истории яркие примеры, когда крупные корпорации, воодушевленные большими «ложными» победами, захватом новых рынков, потом рушились под тяжестью собственных же долгов и обязательств.

Мысль «будут победы — придет и прибыль» будет верно работать только в том случае, если руководство сумеет правильно поставить и донести саму суть «победы» в данном конкретном случае до всех сотрудников компании. В этой модели всегда есть определенный риск заиграться в «победителя», поэтому не стоит забывать, что вполне реально сделать победу главным критерием успеха, однако чревато совсем забыть про финансовые показатели.

Профессиональные навыки

– Что важнее в сотруднике — спортивный дух или реальные бизнес-знания и навыки? Нужно ли искать какую-то «золотую середину»?

Спортивный дух и профессиональные навыки — это две важнейшие категории, соотношение которых в отдельном сотруднике в зависимости от задач может варьироваться от 0 до 100 процентов. Например, молодой специалист с «горящими» глазами, огромным спортивным азартом в продажах, скорее всего, будет эффективнее «уставшего» менеджера с двумя бизнес-диссертациями. Реальные знания, в свою очередь, куда важнее для более «спокойных» сфер вроде юриспруденции, аудита, бухгалтерии и т. п.

В большинстве своем руководители, как и полагается, хотят заполучить в команду специалиста «все в одном», сочетающего в себе как прекрасные профессиональные знания, так и спортивный характер.

Важно помнить и то, что спортивный подход к ведению бизнеса потребует введения в штат должности менеджера по соревнованию — по аналогии с позицией главного тренера в спортивной команде.


– Как можно оценивать наличие и степень спортивного духа у действующих и потенциальных сотрудников? Насколько вообще это качество важно в специалистах — в зависимости от типа выполняемой работы, уровня в иерархии, еще чего-то?

Спортивный дух в отдельно взятом сотруднике можно отследить посредством вопросов вроде: Что для вас является хорошо/плохо сделанной работой? Что вы считаете основной целью вашей работы? Как вы оцениваете успешность своей жизни и карьеры? Ответы позволяют понять, на что ориентирован человек — на получение своих бонусов по итогам работы, на выполнение плана или на достижение победы как критерия эффективности.

Это очень показательные вопросы, однако таким образом нельзя оценить эффективность работы всех. Предположим, есть некоторая компания, ориентированная на спортивный подход в ведении дел. Безусловно, все сотрудники должны быть воодушевлены стремлением к успеху, однако рядовому бухгалтеру для эффективной работы совершенно не обязательно быть победителем по жизни. Наличие спортивного азарта — это обязательная черта в подобной компании для продажников, трейдеров, руководителей всех звеньев, специалистов по развитию и т. п.

Бизнес в России

– Как можно внедрить концепцию спортинга в работу компании? С чего начинать? Как замотивировать сотрудников? Стоит ли делать какие-то поправки на российскую специфику?

Прежде чем принимать решение о внедрении концепции спортинга в работу, компании нужно действительно очень хорошо подумать и оценить целесообразность данного решения. Черно-белая картинка результатов из побед и поражений подходит далеко не всем типам бизнеса.

Если уж такое решение было принято, то начать следует с беспощадной внутренней пропаганды. И только после того, как все работники уяснили суть стратегии и правила честной игры (это еще называют матчингом), необходимо приступать к работе с мотивацией сотрудников. Основной шаг — уход от формальных показателей к психологии победы. Руководитель, принимающий решение работать в формате спортинга, должен понимать, что придется отказаться от многих привычных вещей вроде должностных инструкций, контроля рабочего времени и промежуточных KPI.

Важно помнить и то, что спортивный подход к ведению бизнеса потребует введения в штат должности менеджера по соревнованию — по аналогии с позицией главного тренера в спортивной команде. Но поиск подходящего исполнителя может оказаться не самой легко решаемой задачей — рынок подобных специалистов в России пока ничтожно мал.


Все о выплатах сотрудникам

Подробно о всех видах страховых выплат в Бераторе «Сотрудники и вы». Как организовать кадровую службу «с нуля», безошибочно оформить отпуск, обосновать надбавки, премии, выплатить декретные и отпускные.
Узнайте больше >>



Читайте также по теме:

Почему сотрудники уходят

Наставничество в организации: эффективность и ошибки

Обед с начальником и другие нестандартные способы мотивации сотрудников



Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.