Бизнес 30 лет спустя

22.01.2020 распечатать Скачать обзор изменений

Осенью прошлого года был проведен опрос среди старшего поколения предпринимателей, тех, кто создавали компании в начале 1990-х годов, и молодых коммерсантов, которые работают сегодня. По результатам исследования можно судить о настроении в бизнес-среде.

Исследование PwC и НАФИ проводилось с октября по ноябрь этого года. Вопросы были заданы 1001 респонденту, представителям крупного, среднего и малого бизнеса. Исследователи опросили две группы предпринимателей – тех, кому на момент распада СССР было около 30 лет, и тех, кто в те годы только родился и им сейчас около 30.

Оценка прошлого и настоящего

В том, что вести бизнес в начале 1990-х годов было сложно, согласны обе группы опрошенных, и те, и другие считают, что перед коммерсантами стояла очень сложная задача. Старшее поколение предпринимателей относится к тому периоду более скептически: 70 % респондентов считают, что вести бизнес было очень сложно, среди второй, молодой группы представителей бизнес-сообщества отношение более оптимистичное. Но все же больше половины опрошенных – 54 % – согласны со своими более взрослыми коллегами.

Удивительную разность взглядов поколений вызвал вопрос о сложности ведения бизнеса в прошлом и сегодня. Старшее поколение бизнесменов полагает, что сегодня в сравнении с 1990-ми годами заниматься предпринимательской деятельностью стало проще, – 50 % голосов. В то же время новые коммерсанты ответили иначе: лишь 38 % респондентов согласны с утверждением, что сегодня работать стало легче. Больше половины молодых предпринимателей высказали мнение, что управлять компанией сегодня сложнее (55 %).

Слабые и сильные стороны

Исследователи поинтересовались у коммерсантов, почему те ответили на вопрос о сложности ведения бизнеса так или иначе. Предприниматели, высказавшие мнение, что сейчас в России заниматься бизнесом легче, объяснили свое мнение следующими причинами: рост доступности услуг и прозрачные схемы – это самый популярный ответ, 45 %. Среди других причин, которые упрощают жизнь владельцам бизнеса, были названы: отсутствие криминала (18 %), больше возможностей (18 %), поддержка бизнеса (12 %), возможность получения кредитов и налоговые льготы (по 6 %).

Тех же, кто высказал мнение, что ситуация с ведением бизнеса только ухудшилась в сравнении с началом 1990-х годов, также попросили объяснить причины этого мнения. Высокие налоги – самый распространенный ответ, 30 %. На втором месте административные барьеры (24 %), ограничивающие законы (14 %), отсутствие поддержки государства (10 %), сокращение покупательной способности и бюрократия (по 8 %), высокие ставки по кредитам (7 %), коррупция (6 %).

Диаграмма 1. Как вы считаете, насколько стало легче или сложнее вести в бизнес в России сейчас в сравнении с началом 1990-х годов?

Бизнесмены начала 1990-х годов

  • 39
  • 59
  • 2

Современные молодые предприниматели

  1. 55
  2. 38
  3. 7

Сложнее; Легче; Затрудняюсь ответить.

Общий тренд

Среди положительных факторов, которые помогают коммерсантам вести дела, 80 % респондентов отметили увеличение конкуренции. 64 % опрошенных обратили внимание на процедуру открытия компании (можно предположить, что имеется в виду легкость процесса – прим. ред.). Больше половины коммерсантов (до 55 %) среди преимуществ отмечают стабильность государственной власти и доступность кредитов на развитие и ведение коммерческой деятельности.

Что же касается сложностей, то подавляющее большинство опрошенных обратили внимание на рост цен на топливо и электричество (90 %). На сокращение квалификации сотрудников обратили внимание 46 % предпринимателей.

Увеличение уровня коррупции в отношениях компаний и властей заметили 38 % опрошенных, еще 30 % респондентов считают, что ничего не изменилось, и 24 % коммерсантов полагают, что есть изменения в лучшую сторону.

Еще одним ярким трендом развития бизнеса за последние 30 лет является рост вовлеченности женщин в предпринимательство. На вопрос «стало ли в стране больше возможностей для ведения собственного бизнеса для женщин?» 77 % опрошенных ответили утвердительно.

Оценка рисков

Предпринимателей начала 1990-х годов и современности исследователи попросили оценить риски прошлого и настоящего. Большинство коммерсантов старшего поколения главным риском назвали убийство предпринимателя – такой ответ дали 82 % респондентов, физическое насилие – второй по распространенности ответ – 80 %, угроза безопасности бизнеса – 75 % голосов.

Современные предприниматели видят свои риски совсем иначе. Самый существенный риск – потеря деловой репутации, этого опасаются 56 % опрошенных, тюремного заключения боятся 48 % молодых коммерсантов, а вынужденной эмиграции – 37 % респондентов.

Роль государства

Насколько велика роль государства в развитии предпринимательства? Не слишком ли строго власти регулируют бизнес? Разные поколения коммерсантов дали разные ответы на этот вопрос.

Большинство опрошенных считает, что компаниям нужно предоставить больше свободы, таких ответов 68 %. Однако среди более взрослых предпринимателей согласие с тем, что государство слишком строго в регулировании, меньше половины – 48 % опрошенных. В то время как среди более молодых собственников компаний положительно на этот вопрос ответили 74 % респондентов.

На вопрос исследователей «что нужно сделать для успешного развития предпринимательства в России?» самым популярным ответом стало предложение по ослаблению госрегулирования.

То есть – 22 %. Можно добиться развития бизнеса и за счет снижения налогов, – такое мнение озвучили 20 % опрошенных. 14 % респондентов считают, что успех развития предпринимательства связан с господдержкой. Справедливости ради отметим, что 26 % коммерсантов, отвечая на этот вопрос, выбрали вариант ответа «другое».

Диаграмма 2. Что на ваш взгляд нужно для того, чтобы бизнес в России развивался успешно?

Ослабление регулирования со стороны государства

22

Снижение налогов

20

Господдержка

14

Кредиты на выгодных условиях

9

Повышение уровня образования и квалификации специалистов

6

Борьба с коррупцией и кумовством

6

Снятие санкций

4

Изменение регулирующей политики

4

Изменение законодательства в сфере предпринимательства

4

Снижение бюрократических и административных барьеров

3

Изменения в антимонопольном законодательстве

3

Повышение покупательной способности и уровня жизни населения

2

Другое

26

Затрудняюсь ответить

6

На 30 лет вперед

В заключение отметим, что принявшие участие в исследовании коммерсанты в будущее смотрят с оптимизмом. Отвечая на вопрос «как вы думаете, в ближайшие 30 лет российский бизнес будет в целом деградировать или останется в нынешнем состоянии?», 56 % респондентов ответили «будет развиваться», 20 % коммерсантов высказали мнение, что в течение следующих 30 лет ничего не изменится, 19 % опрошенных предположили, что бизнес в России будет только деградировать.

Наиболее перспективные отрасли для развития коммерсанты видят в информационных технологиях, таких 87 % опрошенных, энергетика (69 %) и торговля (68 %).

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.