Аудит отчетности

14.03.2014 распечатать

Нанимая аудиторскую фирму, компании преследуют различные цели – для подтверждения экономической состоятельности, для подтверждения достоверности отчетности, чтобы избавиться от налоговых рисков... Для многих компаний аудит является обязательным.

Как правильно выбрать компанию, составить договор, учесть затраты на его проведение аудиторской проверки и многое другое об аудите – рассказывают эксперты бератора.

Виды аудиторских проверок

Аудит – это проверка того, насколько достоверна финансовая отчетность организации. Такую проверку проводят частные аудиторские компании или индивидуальные предприниматели за счет денег фирмы.

Аудиторская проверка бывает двух видов:

  • обязательная;
  • добровольная (инициативная).

Обязательный аудит

О том, в каких случаях фирма должна пройти аудиторскую проверку в обязательном порядке, сказано в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

По этому закону обязательному аудиту подлежат, в частности:

  • открытые акционерные общества;
  • фирмы, которые получили в предшествующем году выручку (строка 2110 Отчета о финансовых результатах) свыше 400 000 000 рублей (без учета НДС, акцизов и экспортных пошлин);
  • фирмы, у которых сумма активов баланса по состоянию на конец предшествующего года превышает 60 000 000 рублей;
  • банки, страховые компании и объединения страховщиков, биржи.

Аудит проводят после оформления годовой отчетности, но до того, как она будет представлена в налоговую инспекцию. В акционерных обществах проверка должна пройти раньше, чем бухгалтерская отчетность будет утверждена общим собранием акционеров.

В обязательном порядке компания должна представлять аудиторское заключение только в территориальное отделение Росстата, если она подлежит обязательному аудиту. В этом случае аудиторское заключение нужно представить либо вместе с отчетностью, либо не позже 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ). Поэтому если ваша фирма подлежит обязательному аудиту, то по отчетности за 2013 год его нужно представить не позднее 31 декабря 2014 года.

Для удобства компаний, Минфин России подготовил перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год. Как уже было отмечено, обязанность проведения обязательного аудита зависит от организационно-правовой формы вашей компании и ее вида деятельности.

Указанный перечень см. в таблице

Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год (согласно законодательству Российской Федерации)

 N п/п Проведение аудита обязательно
в случае, если
Проведение обязательного
аудита установлено
Вид отчетно­сти, подлежа­щей аудиту Кто вправе проводить аудит
1 2 3 4 5
Организация имеет определенную организационно-правовую форму
1 Организация является открытым акцио­нерным обществом, ценные бумаги кото­рого допущены к обращению на организо­ванных торгах Федеральный закон от 30 декаб­ря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1, пункты 1, 2; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ, статья 5 Бухгалтерская годовая, кон­солидированная годовая Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.
2 Организация является отличным от указан­ного в пункте 1 настоящей таблицы откры­тым акционерным обществом, в уставном капитале которого доля государственной собственности составляет не менее 25% Федеральный закон от 30 дека­бря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1,пункт 1 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.
3 Организация является открытым акцио­нерным обществом, отличным от акцио­нерного общества, указанного в пунктах 1 и 2 настоящей таблицы Федеральный закон от 30 декаб­ря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1,пункт 1 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
4 Организация является фондом (за исклю­чением государственных внебюджетных фондов) Федеральный закон от 30 декаб­ря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1,пункт 3 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
5 Организация является государственной корпорацией Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, статья 7.1, часть 2 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.
6 Организация является государственной компанией Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, статья 7.2, часть 8 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выдан­ным после 1 января 2011 г.
7 Организация является некоммерческой организацияей, выполняющей функции иностранного агента Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, статья 32, часть 1 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
8 Организация является структурным под­разделением иностранной некоммерче­ской неправительственной организации Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, статья 32, часть 1 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
Организация осуществляет определенный вид деятельности
9 Организация (кроме указанной в пункте 1 настоящей таблицы), ценные бумаги кото­рой допущены к обращению на организо­ванных торгах Федеральный закон от 30 декаб­ря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1,пункт 2 Федеральный закон от 27 июля 2010 № 208-ФЗ, статья 5 Бухгалтерская годовая, консолидиро­ванная годовая Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.
10 Организация является кредитной органи­зацией Федеральный закон от 30 декаб­ря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1, пункт 3; Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1, статья 42; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ, статья 5 Бухгалтерская годовая, кон­солидирован- ная годовая Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.
11 Организация является головной кредитной организацией банковской группы Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1, статья 42 Консолидиро­ванная годовая (банковской группы) Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г., и осуществляющая аудиторскую проверку кре­дитных организаций не менеедвух лет
12 Организация является головной организа­цией банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1, статья 42 Консолидиро­ванная годовая (банковского холдинга) Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г., и осуществляющая аудиторскую проверку кре­дитных организаций не менее двух лет
13 Организация является бюро кредитных историй Федеральный закон от 30 декаб­ря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1,пункт 3 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
14 Организация является страховой органи­зацией Федеральный закон от 30 декаб­ря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1,пункт 3; Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1, статья 29, часть 1 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ, статья 5 Бухгалтерская годовая, кон­солидирован- ная годовая Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.
15 Организация является обществом взаим­ного страхования Федеральный закон от 30 декаб­ря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1,пункт 3 Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1, статья 29, часть 1 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
16 Организация является профессиональным объединением страховщиков, осуществля­ющим деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ, статья 20, часть 12 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация
17 Организация (кроме указанных в других пунктах настоящей таблицы) является профессиональным участником рынка ценных бумаг (брокерская, дилерская, депозитарная деятельность, деятель­ность по управлению ценными бумагами, деятельность по ведению реестра вла­дельцев ценных бумаг) Федеральный закон от 30 декаб­ря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1,пункт 3 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
18 Организация является клиринговой орга­низацией (лицом, осуществляющим функ­ции центрального контрагента) Федеральный закон от 30 декаб­ря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1,пункт 3; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ, статья 5, часть 12 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ, статья 5, часть 12 Консолидиро­ванная годовая Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.
19 Организация является организатором тор­говли (лицом, оказывающим услуги по про­ведению организованных торгов на товар­ном и (или) финансовом рынках на основа­нии лицензии биржи или лицензии торговой системы) Федеральный закон от 30 декаб­ря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1,пункт 3; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ, статья 5, часть 11 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ, статья 5, часть 11 Консолидиро­ванная годовая Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.
20 Организация является центральным депо­зитарием Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ, статья 18, часть 1 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
Консолидиро­ванная годовая Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.
21 Организация является негосударственным пенсионным фондом Федеральный закон от 30 декаб­ря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1,пункт 3; Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ, статья 22 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.
22 Организация является управляющей ком­панией негосударственного пенсионного фонда Федеральный закон от 30 дека­бря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1,пункт 3; Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ, статья 22 Бухгалтерская годовая, в том числе по фор­мированию и размещению средств пенси- онныхрезервов и формирова­нию, передаче и инвестирова­нию средств пенсионных накоплений Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
23 Организация является специализирован­ным депозитарием негосударственного пенсионного фонда Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ, статья 22 Бухгалтерская годовая по формированию и размещению средств пенси­онных резер- вовиформи- рованию, пере­даче и инвестирова­нию средств пенсионных накоплений Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
24 Организация является акционерным инве­стиционным фондом Федеральный закон от 30 декаб­ря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1,пункт 3; Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ, статья 50 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
25 Организация является управляющей ком­панией акционерного инвестиционного фонда Федеральный закон от 30 декаб­ря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1,пункт 3 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
26 Организация является управляющей ком­панией паевого инвестиционного фонда Федеральный закон от 30 декаб­ря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5, часть 1,пункт 3; Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ, статья 50 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
27 Организация является организатором лотереи (за исключением организатора лотереи, который выступает от имени Рос­сийской Федерации,субъекта Российской Федерации или муниципального образо­вания) Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ, статья 23 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
28 Организация является оператором лоте­реи Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ, статья 23 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
29 Организация является организатором азартных игр Федеральный закон от 29 декаб­ря 2006 г. № 244-ФЗ, статья 6, часть 12 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
30 Организация является управляющей ком­панией, осуществляющей деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ, статья 20, часть 2, пункт 13; Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ, статья 29, часть 1 Бухгалтер­ская годовая, в том числе по формирова- ниюи инвести­рованию нако­плений для жилищного обеспечения Аудиторская организация
31 Организация является специализирован­ным депозитарием, осуществляющим деятельность, предусмотренную Феде­ральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ, статья 21, часть 2, пункт 14; Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ, статья 29, часть 2 Бухгалтерская годовая, в том числе при осу­ществлении функции кон­троля за соот­ветствием деятельности по распоряже­нию управляю­щими компа­ниями нако­плениями для жилищного обеспечения Аудиторская организация
32 Организация является управляющей ком­панией, осуществляющей деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ, статья 9, часть 1 Бухгалтерская годовая по формированию и инвестирова­нию средств пенсионных накоплений Аудиторская организация
33 Организация является специализирован­ным депозитарием, осуществляющим дея­тельность, предусмотренную Федераль­ным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ, статья 9, часть 1 Бухгалтерская годовая по формированию и инвестирова­нию средств пенсионных накоплений Аудиторская организация
34 Организация является некоммерческой организацией - собственником целевого капитала, если балансовая стоимость иму­щества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 мил­лионов рублей Федеральный закон от 30 дека­бря 2006 г. № 275-ФЗ, статья 6, часть 6 Бухгалтерская годовая в час­ти, связанной с формирова­нием и попол­нением целе­вого капитала, использовани­ем, распреде­лением дохода от целевого капитала Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
35 Организация является получателем дохо­да от целевого капитала, если размер финансирования этого получателя дохо­да от целевого капитала за счет дохода от целевого капитала в течение отчетно­го года составляет более пяти миллионов рублей Федеральный закон от 30 декаб­ря 2006 г. № 275-ФЗ, статья 7, часть 2 Бухгалтерская годовая в части использования дохода от целевого капи­тала Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
36 Организация является управляющей ком­панией, осуществляющей деятельность по доверительному управлению имуще­ством, составляющим целевой капитал, если балансовая стоимость этого имуще­ства превышает на конец отчетного года 45 миллионов рублей Федеральный закон от 30 дека­бря 2006 г. № 275-ФЗ, статья 17, часть 1,пункт 4 Бухгалтерская годовая, свя­занная с дове­рительным управлением имуществом, составляющим целевой капи­тал, а также с выплатой дохода от целе­вого капитала Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
37 Организация является жилищным накопи­тельным кооперативом Федеральный закон от 30 дека­бря 2004 г. № 215-ФЗ, статья 54, часть 1 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
38 Организация является кредитным коопе­ративом, если количество физических лиц, являющихся его членами, превышает 2000 человек Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ, статья 31, часть 1 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
39 Организация является кредитным коопе­ративом второго уровня Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ, статья 33, часть 10 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
40 Организация является саморегулируемой организацией Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ, статья 12, часть 4 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
41 Организация является застройщиком, привлекающим денежные средства участ­ников долевого строительства для строи­тельства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (за исклю­чением объектов производственного назначения) Федеральный закон от 30 дека­бря 2004 г. № 214-ФЗ, статья 20, часть 2 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
42 Организация является региональным опе­ратором, осуществляющим деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ Федеральный закон от 29 дека­бря 2004 г. № 188-ФЗ, статья 187, часть 1 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, индивидуальный аудитор
Конкретные организации
43 Центральный банк Российской Федерации Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, статья 93 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация
44 Агентство по страхованию вкладов Федеральный закон от 23 дека­бря 2003 г. № 177-ФЗ, статья 24, часть 6 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.
45 Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ, статья 8, часть 2 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.
46 Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ, статья 13, часть 1 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.
47 Государственная корпорация по строи­тельству олимпийских объектов и разви­тию города Сочи как горноклиматического курорта Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ, статья 9, часть 1 Бухгалтерская годовая Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.
48  Государственная корпорация «Ростехнологии» Федеральный закон от 23 ноября
2007 г. № 270-ФЗ, статья 8,
часть 4
Бухгалтерская годовая Аудиторская организация,
в штате которой имеется
аудитор с аттестатом,
выданным после 1 января
2011 г.
49 Государственная корпорация по атомной
энергии «Росатом»
Федеральный закон от 1 декабря
2007 г. № 317-ФЗ, статья 35,
часть 1
Бухгалтерская
годовая,
консолидиро-
ванная годовая
Аудиторская организация,
в штате которой имеется
аудитор с аттестатом,
выданным после 1 января
2011 г
50 Фонд содействия развитию жилищного
строительства
Федеральный закон от 24 июля
2008 г. № 161-ФЗ, статья 10,
часть 1
Бухгалтерская
годовая
Аудиторская организация,
индивидуальный аудитор
51  Открытое акционерное общество «Россий-
ские железные дороги»
Федеральный закон от 30 дека-
бря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5,
часть 1, пункт 1;
Федеральный закон от 27 февра-
ля 2003 г. № 29-ФЗ, статья 6,
часть 2
Бухгалтерская
годовая
Аудиторская организация,
в штате которой имеется
аудитор с аттестатом,
выданным после 1 января
2011 г.
52  Государственная компания «Российские
автомобильные дороги»
Федеральный закон от 17 июля
2009 г. № 145-ФЗ, статья 18,
часть 1
Бухгалтерская
годовая,
консолидированная годовая
Аудиторская организация,
в штате которой имеется
аудитор с аттестатом,
выданным после 1 января
2011 г.
53 Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего
исполнение своих полномочий
Федеральный закон от 13 мая
2008 г. № 68-ФЗ, статья 16,
часть 6
Бухгалтерская
годовая
Аудиторская организация,
индивидуальный аудитор
54 Фонд перспективных исследований Федеральный закон от 16 октября
2012 г. № 174-ФЗ, статья 18,
часть 1
Бухгалтерская
годовая
Аудиторская организация
55  Российский научный фонд Федеральный закон от 2 ноября
2013 г. № 291-ФЗ, статья 17,
часть 1
Бухгалтерская
годовая
Аудиторская организация
Организация имеет определенные финансовые показатели
56 Объем выручки от продажи продукции
(продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений,
государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному
год превышает 400 миллионов рублей
или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5,
часть 1, пункт 4
Бухгалтерская
годовая
Аудиторская организация,
индивидуальный аудитор
Организация составляет консолидированную отчетность
57 Не поименованные в настоящей таблице организации (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда,  а также государственного и муниципального учреждения), представляющие и (или) публикующие сводную
(консолидированную) бухгалтерскую
(финансовую) отчетность
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, статья 5,
часть 1, пункт 5
Консолидированная годовая Аудиторская организация,
в штате которой имеется
аудитор с аттестатом,
выданным после 1 января
2011 г

Обратите внимание: аудиторское заключение необходимо хранить вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в течение всего срока, который установлен для хранения отчетности, но не менее пяти лет после отчетного года (п. 1 ст. 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

Добровольный (инициативный) аудит

Если фирма не должна проходить аудит в обязательном порядке, она может пройти проверку по собственному желанию (инициативный аудит).

Зачем нужен добровольный аудит

Чаще всего добровольный аудит проводят, чтобы «подстраховаться» на случай возможной налоговой проверки. Ведь аудиторы не только помогают обнаружить ошибки в бухучете и расчете налогов, но и объясняют, как эти ошибки исправить.

Иногда аудит заказывают учредители, чтобы определить, насколько добросовестно руководитель и главный бухгалтер ведут дела фирмы. Желание провести аудиторскую проверку может возникнуть и у самого руководителя, например, при смене главбуха.

Заказчиками аудита также могут быть организации или граждане, которые планируют вложить в фирму свои средства. В этом случае их интересуют финансовое состояние и платежеспособность возможного должника.

При инициативном аудите ваша фирма сама определяет, что и как должны проверять аудиторы. Вы можете провести как комплексную (то есть всей отчетности), так и тематическую (то есть отдельных участков учета или расчетов по конкретному налогу) проверку, а также определить период, который будут просматривать проверяющие.

Виды инициативных аудиторских проверок

Аудиторские проверки бывают выборочными и сплошными. Первый вариант встречается чаще.

При выборочной проверке аудиторы смотрят часть документов (например, только крупные операции или документы за один квартал). На основании изученных бумаг аудиторы делают вывод о том, насколько хорошо ведется бухучет в фирме.

Важно

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» аудиторское заключение не является формой бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы. То есть его не нужно представлять в налоговую инспекцию в составе отчетности.

Риск, что аудиторы не обнаружат ошибки, есть всегда. Однако при выборочной проверке этот риск возрастает. Ведь недочеты могут оказаться именно в тех документах, которые аудиторы не посмотрели.

Поэтому нередко заказчики аудита требуют проведения сплошных проверок всех бухгалтерских документов. Понятно, что такие проверки более трудоемки и, следовательно, стоят дороже.

Проверки, при которых аудиторы проверяют какой-то один участок бухучета (например, расчет зарплаты или кассовые операции), называют тематическими. Большой популярностью пользуется также налоговый аудит, когда проверяющие контролируют правильность расчета налогов и налоговую отчетность фирмы.

Как выбрать аудитора

В обществах с ограниченной ответственностью назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг производится решением общего собрания участников (ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

В акционерных обществах это – прерогатива общего собрания акционеров (ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

При выборе аудиторов нужно соблюдать принцип независимости. Для этого должны выполняться следующие условия:

  • проверяющие не могут занимать в вашей фирме каких-либо должностей;
  • аудиторы не могут быть близкими родственниками учредителей или работников вашей фирмы;
  • ваша фирма не должна быть учредителем аудиторской компании;
  • аудиторская компания не должна быть среди учредителей вашей фирмы;
  • у аудиторской компании и вашей фирмы не должно быть общих учредителей;
  • аудиторы должны избегать ситуаций, в которых их заинтересованность может повлиять на мнение об отчетности фирмы (например, аудитор не должен быть конкурентом вашей фирмы или участвовать в бизнесе ваших конкурентов);
  • выбранная аудиторская компания в течение последних трех лет не должна была заниматься восстановлением и ведением бухучета в вашей фирме.

Последнее ограничение легко обойти. Если аудиторы восстанавливали бухучет фирмы, сформулируйте предмет договора, по которому они это делали, как консультационные услуги. Тогда впоследствии вы сможете заключить с этой же фирмой договор об аудите отчетности.

Нередко вопрос о том, какой же аудиторской компании отдать предпочтение, ложится на плечи главного бухгалтера фирмы. Универсальных рецептов для выбора аудиторов нет. Многое зависит от финансовых возможностей и целей фирмы.

Некоторым фирмам качественной проверки не требуется. Их основная цель – получить положительное аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности. Есть аудиторские компании, которые могут его оформить. При этом саму отчетность никто смотреть не будет. Естественно, что такие «проверки» дешевле всего.

Если фирме нужно не просто формальное заключение, а реальная помощь, то за проверку придется заплатить больше.

Критериев, по которым можно заранее определить качество предстоящей проверки, немного. Например, вы можете выяснить, сколько в штате компании работает аудиторов с профессиональными аттестатами, какой стаж работы у потенциальных ревизоров, как долго фирма оказывает аудиторские услуги и т. д. Самым надежным показателем качества работы аудиторов является репутация их компании. Поэтому многие выбирают аудиторов по отзывам своих знакомых.

Положение компании на рынке аудиторских услуг (например, место, которое она занимает в рейтингах аудиторских фирм) тоже может свидетельствовать о хорошей работе организации. Однако стоимость услуг компаний-лидеров значительно выше, чем у рядовых фирм.

Как составить договор

Обычно аудиторские компании сами предлагают типовой договор на проведение проверки. Проследите, чтобы в договоре был указан четкий срок выполнения работы (дата ее начала и окончания). Не лишним будет зафиксировать и количество часов, которые аудиторы планируют потратить на проверку. Особенно это актуально, если стоимость своих услуг аудиторы определяют исходя именно из этого показателя.

Как правило, аудиторы проводят выборочные проверки. То есть просматривают только часть документов. Вы можете потребовать, чтобы наиболее важные и проблемные участки учета аудиторы проверили сплошным методом. Зафиксировать такое требование в договоре можно следующим образом:


ПРИМЕР

Статья 4. Порядок проведения проверки

4.1. Исполнитель проводит указанную в пункте 2.1 настоящего Договора аудиторскую проверку в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Указанная проверка проводится выборочным методом.

4.2. Проверка первичной документации, связанной с экспортными операциями Заказчика, осуществляется сплошным методом.

Однако сплошная проверка является более трудоемкой и увеличивает стоимость услуг аудиторов.

Один из разделов договора должен быть посвящен ответственности аудиторской компании. Вы можете настоять, чтобы в нем были указаны конкретные суммы неустойки, которую заплатит компания, если проверка будет проведена некачественно. Например, можно оговорить, что если после аудита тот же период проверит налоговая инспекция и начислит штрафы за неправильное отражение в учете тех или иных операций, то их будет компенсировать аудиторская компания. Этот пункт договора может выглядеть так:


ПРИМЕР

7.1. Исполнитель несет ответственность в случае необнаружения им ошибок в отчетности Заказчика. Если эти ошибки будут выявлены налоговой инспекцией, Исполнитель обязуется заплатить Заказчику неустойку в сумме начисленных штрафных санкций.


Правда, в этом случае аудиторы будут нести дополнительный риск и стоимость договора может возрасти.

Справочно

С 1 января 2010 года лицензирование аудиторской деятельности отменено. Теперь все аудиторы вместо лицензии обязаны иметь документы, которые подтверждают их членство в саморегулируемой организации аудиторов.

Какие документы вправе потребовать аудиторы

При обязательной проверке аудиторы имеют право потребовать любые финансовые документы, которые относятся к проверяемому году. Если вы их не представите, то проверяющие вправе будут отказаться выдать заключение. Вы также обязаны давать аудиторам устные разъяснения по возникшим в ходе проверки вопросам. Кроме того, ревизоры могут проверить фактическое наличие у фирмы имущества, отраженного на ее балансе (то есть провести инвентаризацию).

Аудиторское заключение

Результаты проверки аудиторы должны отразить в официальном документе – аудиторском заключении. В нем проверяющие высказывают свое мнение о том, насколько достоверна бухгалтерская отчетность фирмы.

Аудитор может либо выразить безоговорочно положительное мнение, либо составить модифицированное заключение.

Если отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности фирмы, аудитор выражает в заключении безоговорочно положительное мнение.

Модифицированное заключение составляют в следующих случаях:

  • если аудитор выявит факторы, на которые пользователи отчетности должны обратить внимание (например, если между фирмой и налоговой инспекцией проходит судебное разбирательство, а отчетность не предусматривает никаких резервов на случай, если решение суда будет не в пользу компании). В таком случае аудитор включает в заключение часть, привлекающую внимание;
  • если аудитор выявит большое количество таких факторов. В этой ситуации он напишет в заключении, что отказывается выражать мнение о достоверности отчетности;
  • если ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достоверные доказательства и выразить мнение о достоверности отчетности. В этом случае он также откажется выразить мнение;
  • если аудитор не найдет причин для выражения отрицательного мнения, но и положительного мнения выразить не сможет. В этом случае он составит заключение с оговоркой;
  • если внесением в аудиторское заключение оговорок невозможно раскрыть искажение или неполноту отчетности. В такой ситуации аудитор выразит отрицательное мнение.

Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен четко указать в аудиторском заключении все причины, обосновывающие такое мнение.

Чаще всего аудиторы выражают безоговорочно положительное мнение. Ведь даже если они обнаружат какие-то недочеты, вы можете исправить их во время проверки, и в заключении о них не будет сказано ни слова.

Аудиторское заключение включает в себя:

  • наименование;
  • наименование кому оно адресовано;
  • сведения об аудиторе: организационно-правовая форма и наименование организации (для индивидуального аудитора – фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица), место ее нахождения, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, указание на членство в саморегулируемой организации аудиторов;
  • сведения об аудируемом лице: организационно-правовая форма, наименование, место нахождения, номер и дата свидетельства о государственной регистрации;
  • вводную часть;
  • часть, описывающую объем аудита;
  • часть, содержащую мнение аудитора;
  • дату аудиторского заключения;
  • подпись аудитора.

Заключение подписывает аудитор и его руководитель. Подписи скрепляют печатью. Если аудит проводил индивидуальный аудитор, то заключение подписывает только он.

К аудиторскому заключению прилагают отчетность. Она должна быть датирована, подписана и скреплена печатью фирмы. Аудиторское заключение и отчетность брошюруют в единый пакет, листы нумеруют, прошнуровывают, скрепляют печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Проверяющие составляют как минимум два таких пакета: один для фирмы, другой – для аудитора.

За что отвечают аудиторы

По итогам проверки аудиторы высказывают только свое мнение о достоверности отчетности фирмы. И отвечают они только за то, что проверят вашу отчетность, напишут заключение и выполнят прочие договорные условия. Ответственность за состояние учета, даже проверенного аудиторами, несет руководство фирмы.

Если после аудиторов вас посетят налоговые инспекторы и начислят фирме штрафы, то взыскать эти убытки с аудиторской фирмы будет очень сложно. Аудиторы смогут заявить, что всегда существует риск необнаружения ошибок, особенно при выборочной проверке.

Заставить аудиторскую фирму возместить ущерб можно, если фирма понесла потери по вине аудиторов. Например, если они дали неверные письменные рекомендации в ответ на ваш запрос. Кроме того, аудиторы будут обязаны возместить потери, если это прямо предусмотрено договором. Для этих целей саморегулируемые организации аудиторов создают компенсационные фонды.

Как учесть расходы на аудит

Затраты на проведение аудиторской проверки (аудиторские услуги) отражают в составе расходов. Если ваша фирма платит НДС, то сумма этого налога, предъявленная аудитором, принимается к вычету. Если нет – включается в состав расходов. Стоимость аудиторской проверки отразите записями:

ДЕБЕТ 26 (44) КРЕДИТ 76 – учтены расходы на проведение аудита; ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76
– учтен НДС по расходам на аудит; ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – НДС по аудиторской проверке принят к вычету (если фирма платит НДС)

или

ДЕБЕТ 26 (44) КРЕДИТ 19
– НДС по аудиторской проверке включен в состав расходов (если фирма не платит НДС).

В аналогичном порядке учитывают расходы на прочие услуги, оказываемые аудиторами.

Прочие услуги аудиторов

Прочие услуги, которые могут оказывать аудиторские фирмы, не являются аудиторскими. Вот их открытый перечень (п. 7 ст. 1 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

  • постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, автоматизация бухучета;
  • налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности;
  • юридическая помощь (консультации, представление интересов в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях и др.);
  • оценочная деятельность;
  • разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов и др.

Расходы, связанные с оказанием услуг аудиторов, если они экономически оправданы и связаны с производственной деятельностью, можно учитывать при расчете налога на прибыль.

Фирмы, которые работают на «упрощенке», могут включать в расходы только ограниченный перечень затрат (ст. 346.16 НК РФ). В нем есть расходы на аудиторские услуги, расходы на ведение бухгалтерского учета. Те услуги, которые аудиторскими не являются, учесть не удастся.


Учет без ошибок

В бераторе «Энциклопедия бухгалтерских ошибок» разобрано 300 самых частых бухгалтерских ошибок. По каждой вы получаете рекомендации: как исправить их в налоговом и бухгалтерском учете, как не допустить в будущем. Используйте чужой опыт в свою пользу!
Узнайте больше >>



Читайте также по теме:

Как правильно выбрать аудитора?

Новые правила закона о бухучете на практике

О чем нужно помнить, готовясь к налоговой проверке в 2014 году



Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.