«Упрощенка»: невидимые сложности

24.01.2014 распечатать

Перейти на упрощенный режим налогообложения вправе как действующие, так и вновь созданные компании. Выбирая «упрощенку», многим организациям и впрямь кажется, что это донельзя просто. Однако находясь на данном спецрежиме нужно соблюдать определенные ограничения и иметь в виду ряд нюансов.

Упрощенная система – специальный налоговый режим, на который организации переходят добровольно. Действующие компании, выбравшие или решившие перейти на этот спецрежим, должны были подать уведомление в ИФНС в срок не позднее 31 декабря (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Для вновь созданных организаций условия более мягкие – они обязаны подать уведомление в течение 30 календарных дней после постановки на учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). В этом случае компания будет считаться применяющей «упрощенку» с даты создания.

Чтобы компания в течение года не утратила права работать на «упрощенке», следует соблюдать определенные ограничения. Всего таких показателей шесть:

  • сумма полученного компанией дохода;
  • средняя численность работников;
  • остаточная стоимость принадлежащих компании основных средств;
  • доля уставного капитала, принадлежащая другим юрлицам;
  • количество открытых компанией филиалов и представительств;
  • виды деятельности компании.

Чтобы компания могла применять «упрощенку», эти показатели должны соответствовать предельным значениям (таблица 1).

Показатель Предельное значение показателя, при котором компания на общем режиме может перейти на «упрощенку» Предельное значение показателя при котором новая компания может перейти на «упрощенку»
Сумма дохода, полученного за 9 месяцев текущего года Доход = (выручка реализации — НДС) + + (внереализационные расходы) <= 45 млн рублей Нет
Средняя численность работников по состоянию на 1 октября текущего года и на 1 января нового года Средняя численность работников = среднесписочная численность штатников + средняя численность внешних совместителей + средняя численность работников по ГПД <= 100 человек Нет
Остаточная стоимость основных средств 100 млн рублей Нет
Доля уставного капитала, принадлежащая другим юридическим лицам 25% 25%
Количество филиалов и представительств 0 0
Виды деятельности компании Нет видов деятельности, при которых применение «упрощенки» невозможно Нет видов деятельности, при которых применение «упрощенки» невозможно


Если в течение текущего года у компании, применяющей «упрощенку», хотя бы один из указанных показателей перестает соответствовать установленному ограничению, ей приходится возвращаться на общую систему налогообложения.

Неотъемлемый документ

Книга учета доходов и расходов является главным налоговым регистром – без нее не может обойтись ни одна компания на «упрощенке» (ст. 346.24 НК РФ). Все хозяйственные операции следует отражать именно в ней. Форма книги и порядок ее ведения утверждены приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

«Книгу учета доходов и расходов» следует вести в одном экземпляре. Ее формат может быть как бумажным, так и электронным (бухгалтерская программа). Каждый год следует открывать новую книгу учета.

При заполнении книги необходимо:

  • вносить все записи о хозяйственных операциях в хронологическом порядке;
  • подтверждать каждую запись первичным документом (платежное поручение, кассовый ордер);
  • отражать хозяйственные операции позиционным способом, т. е. отдельной строкой;
  • вести книгу в рублях.

Если в книге была допущена ошибка, то следует:

  • зачеркнуть неверное значение показателя;
  • вписать правильное значение и дату внесения исправления;
  • заверить исправленное подписью руководителя и печатью компании.

Вносить исправления нужно в том периоде, в котором была совершена ошибка. Исключение составляют случаи, когда поправки нельзя отнести к какому-то определенному периоду либо если из-за ошибки налоговая база оказалась завышена. Тогда изменения вносятся в том периоде, когда ошибка была обнаружена (п. 1 ст. 54 ТК РФ).

Имейте в виду, что поправки, внесенные компанией в книгу учета доходов и расходов, должны быть обоснованными.

Согласно новому порядку заверять книгу учета доходов и расходов в налоговой инспекции больше не требуется.

Учет прибыли

Прибыль, полученную компанией на «упрощенке», следует отражать в книге учета доходов и расходов. Это правило действует как для тех, кто выбрал в качестве объекта налогообложения «доходы», и для тех, кто выбрал «доходы минус расходы».

«Упрощенцы» учитывают доходы от реализации (выручку) и внереализационные доходы. К доходам от реализации, с которых нужно заплатить упрощенный налог, относится выручка от реализации (п. 1 ст. 346.15 НК РФ и п. 1 ст. 259 НК РФ):

  • продукции (работ, услуг) собственного производства;
  • ранее приобретенных товаров;
  • имущественных прав.

Правильный выбор

Приняв решение о переходе на «упрощенку», компания должна определиться с объектом налогообложения – «доходы» или «доходы минус расходы». В первом случае ставка налога составляет 6% со всех полученных доходов. Во втором – ставка 15% с разницы между доходами и расходами (ст. 346.20 НК РФ).

В состав выручки от реализации следует также включать авансы, полученные в счет предстоящей поставки товаров.

К внереализационным доходам относятся:

  • безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права (исключение составляют случаи, указанные в ст. 251 НК РФ);
  • штрафы и пени за нарушение контрагентами условий договоров, а также суммы возмещения убытка или ущерба;
  • доходы в виде процентов по предоставленным компанией кредитам и займам.

Полный перечень внереализационных расходов приведен в статье 250 НК РФ.

Сумму полученного дохода следует отразить в «Книге учета доходов и расходов» в тот день, когда контрагент погасил перед вашей организацией задолженность по договору

Вместе с тем существует группа доходов, с которых упрощенный налог платить не требуется:

  • доходы, поименованные в статье 251 НК РФ;
  • положительные суммовые разницы, т. к. «упрощенщики» ведут учет кассовым методом;
  • положительные курсовые разницы (п. 5 ст. 346.17 НК РФ);
  • доходы, полученные в виде дивидендов и процентов по государственным ценным бумагам, с которых уплачивается налог на прибыль по ставке 0,9% или 15%.

Отражение затрат

Выбрав объект «доходы минус расходы» организация при расчете упрощенного налога вправе уменьшить полученные доходы на сумму понесенных затрат. Перечень данных затрат является закрытым – разрешено учесть только расходы, поименованные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ.

Компания может произвести учет затрат в случае, если они: экономически оправданны, документально подтверждены и направлены на получение прибыли.

В качестве подтверждения расходов используйте первичные учетные документы (накладные, акты, платежные поручения) или любые другие документы, подтверждающие понесенные затраты (к примеру, приказ о командировке).

Закрытый доступ

Некоторые компании не могут применять «упрощенку», даже если они соответствуют всем необходимым критериям (п. 3 ст. 346.12 НК РФ). К таковым относятся банки, страховые компании и ломбарды.

Сумму расхода следует отразить в «Книге учета доходов и расходов» в тот день, когда компания погасила свою задолженность по договору перед контрагентом.

В расходах также можно учесть стоимость приобретенных основных средств и нематериальных активов (подп. 1, 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Компании на «упрощенке» принимают к учету по первоначальной стоимости стоимость основных средств и нематериальных активов. Первоначальную стоимость основных средств и нематериальных активов «упрощенщики» определяют по правилам бухгалтерского учета (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

В первоначальную стоимость основного средства включите:

  • суммы, уплаченные поставщику;
  • суммы, уплаченные за доставку объекта;
  • входной НДС, уплаченный поставщику;
  • суммы, уплаченные за консультационные и посреднические услуги;
  • суммы таможенных пошлин и сборов.

Материальные расходы «упрощенцы» учитывают в порядке, оговоренном статьей 254 НК РФ с учетом положений пункта 2 статьи 346.17 НК РФ. Примерный перечень материальных расходов приведен в пункте 1 статьи 254 НК РФ, однако он не является исчерпывающим.

Главная статья материальных затрат – расходы на приобретение сырья и материалов. При этом «упрощенщик» должен учитывать:

  • стоимость материальных ценностей;
  • суммы входного НДС, уплаченные поставщикам при приобретении этих ценностей.

Списывать материальные расходы упрощенщики могут по мере оплаты.

Списание компенсаций

Учет затрат на оплату труда «упрощенщики» производят также, как и компании на общем режиме, руководствуясь правилами статьи 255 НК РФ

Перечень расходов на оплату труда, который компания может учесть, является открытым и отражен в пункте 25 статьи 255 НК РФ. К данным затратам можно отнести и другие расходы, не прописанные в кодексе статьи.

В состав расходов на оплату труда следует включать выплаты сотрудникам как в денежной, так и в натуральной форме.

Важно

Компании на «упрощенке» не могут компенсировать работникам затраты на использование личного имущества в служебных целях и на проезд, например курьерам, так как данные виды расходов не предусмотрены статьей 346.16 НК РФ

Что касается компенсаций, выплачиваемых работникам, то «упрощенщики» могут списать:

  • компенсации за неиспользованный отпуск;
  • компенсации, связанные с режимом и условиями труда (работа в тяжелых условиях);
  • компенсация расходов на питание;
  • компенсация, выплачиваемая в связи
  • с реорганизацией, ликвидацией компании или сокращением штата;
  • компенсация за использование личного автотранспорта в служебных целях;
  • компенсация за задержку выплаты зарплаты;
  • компенсация расходов на мобильную связь в рабочих вопросах;
  • компенсация затрат по уплате процентов по ипотечным кредитам и займам.

Компании на «упрощенке» не могут компенсировать работникам затраты на использование личного имущества в служебных целях и на проезд, например курьерам, так как данные виды расходов не предусмотрены статьей 346.16 НК РФ

Расходы на страхование

Компании, работающие на упрощенной системе налогообложения, могут учитывать расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Что касается затрат на добровольное страхование, то их списывать запрещено. Единственное исключение – если расходы учтены в составе затрат на оплату труда.

Важно

С выплат работникам компании на «упрощенке» обязаны платить взносы в ПФР – тариф 22%, ФСС России – тариф 2,9% и ФФОМС – тариф 5,1%.

При этом некоторые «упрощенщики» могут платить страховые взносы по пониженному тарифу. Льгота распространяется на компании, которые занимаются производством пищевых продуктов, минеральной воды, обуви, мебели, а также на организации, оказывающие услуги в области образования, здравоохранения и быта – для них ставка составляет 20%. Перечислять взносы данной категории производителей необходимо только в ПФР.

Входной налог

Компании на «упрощенке» не являются плательщиками НДС. Исключение составляет НДС, уплачиваемый на таможне при импорте товаров. Во всех остальных случаях входной НДС принимать не нужно.

Сумму входного налога следует отражать:

  • либо в стоимости приобретенных основных средств и нематериальных активов – если компания приобрела эти виды имущества (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). В этом случае входной НДС следует списать на дату признания расходов на покупку этого имущества (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ и п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
  • либо по отдельной статье затрат – если компания купила товары (работы, услуги) и др. материальные ценности (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). В этой ситуации входной НДС можно отразить в расходах, но при условии, что налог уплачен поставщику и стоимость товаров (материальных ценностей, услуг), к которым относится НДС, списана в расходы.

В связи с тем, что суммы НДС являются самостоятельным видом расходов, их необходимо показывать отдельной строкой в «Книге учета доходов и расходов».

Что касается счета-фактуры с НДС, то компаниям на «упрощенке» его лучше не выставлять. Если это сделать, то придется сдавать декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ). С 2014 г. сделать это можно только в электронном виде.

Обязательный бухучет

Компании на «упрощенке» с прошлого года обязали вести бухгалтерский учет в полном объеме (нормы Федерального закона от 6.12.2011 г. № 402-ФЗ).

«Упрощенщики», как правило, соответствуют всем критериям малых предприятий. Поэтому компании на спецрежиме могут не выполнять ряд бухгалтерских правил, обязательных для остальных. Например, малым предприятиям разрешено не применять ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 8/2010 по оценочным обязательствам. А план счетов можно вовсе упростить, избавившись от лишних счетов. Сделать это можно благодаря «Типовым рекомендациям по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (утв. приказом Минфина России от 21.12.1998 г. № 64н).

Промежуточную бухгалтерскую отчетность необходимо предоставлять только учредителям и акционерам, если такая обязанность установлена договорами, учредительными документами организации, решениями собственников компании (ч. 3 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

А вот в отделение статистики и налоговую инспекцию «упрощенщики» должны представлять только годовую бухгалтерскую отчетность. Сделать это нужно не позднее 31 марта года, следующего за отчетным (ст. 23 НК РФ и ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

Екатерина Доброхотова, для журнала «Московский бухгалтер»


Путеводитель для УСН

С этой электронной книгой вы с легкостью разберетесь во всех премудростях упрощенной системы налогообложения, грамотно составите бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Электронное издание Вы получаете сразу после оплаты на ваш email.
Узнайте об издании больше >>



Читайте также по теме:

Упрощенный бухгалтерский баланс: пример заполнения

Бухучет в новом 2014 году. Часть I

Бухучет в новом 2014 году. Часть II

Упрощенные правила бухучета для малого бизнеса



Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...