Контратака «не смыла» компенсацию за моральный ущерб

27.02.2009

Отстоять свою деловую репутацию можно в том случае, если сведения, распространенные недоброжелателями, являются не более чем вымыслом. На это указал ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 11 января 2009 г. по делу № А79-2969/2008.

Как следует из материалов дела, один из руководителей чувашского ООО разослал контрагентам компании письма-предостережения; в них он указывал, что некая местная бизнес-леди, с которой все они имели деловые связи, «дисквалифицирована сроком на три года по решению местного управления антимонопольной службы в соответствии со статьей 14.33 КоАП». Дама сочла себя несправедливо оскорбленной, а потому обратилась в суд с требованием взыскать с обидчиков 250 тысяч рублей и опровергнуть сведения, порочащие ее деловую репутацию.

В ходе разбирательства представители компании-ответчика не смогли доказать, что распространенные ими сведения являются достоверными, зато заявили «контрдовод». Мол, в отношении истицы возбуждено дело по двум статьям Уголовного кодекса: 171 – «Незаконное предпринимательство» и 201 – «Злоупотребление полномочиями», так что «белой и пушистой» ее ну никак нельзя назвать. Следовательно, их письма вовсе не порочат деловую репутацию истицы, а ее судебный демарш является попыткой уклонения от уголовной ответственности и, по сути, представляет собой злоупотребление правом (ст. 10 ГК).

Арбитры отвергли такой аргумент ответчиков как не относящийся к делу. Кроме того, они напомнили, что действительно важными, ключевыми доказательствами в спорах о причинении морального вреда могут служить такие основания, как факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом (постановление Пленума ВС от 24 февраля 2005 г. № 3). В данном же случае все эти признаки налицо. В результате арбитры обязали «невоздержанную на язык» компанию опубликовать опровержение и выплатить истице компенсацию за моральный ущерб. Правда, в пять раз ниже запрошенной ею суммы.

Редакция сайта Бухгалтерия.ру

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное