Москва: дефицит рабочих кадров достиг критической отметки

11.09.2007

Дефицит рабочих кадров в Москве достиг критического уровня: на эти специальности приходится 80% всех вакансий городского рынка труда. Для решения этой проблемы необходимо не только совершенствовать материально-техническую базу колледжей и повышать зарплату учителей, но и привлекать к образовательном процессу работодателей, что позволит учесть потребность экономики в рабочих кадрах, а также готовить молодых специалистов нужной бизнесу квалификации. В понедельник, 10 сентября, Комиссия Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям совместно с Комиссией МГД по науке и образованию рассмотрела проект городской целевой программы «Рабочие кадры». Программа направлена на развитие начального и среднего профессионального образования Москвы в 2008-2010 гг. В своем докладе первый заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы Василий Лисов заметил, что острый дефицит квалифицированных рабочих кадров в столице «достиг критической отметки»: в последние время он составляет 120-130 тыс. человек ежегодно, а 80% вакансий в экономике приходится именно на рабочие профессии. Одновременно резко снизилось и качество подготовки специалистов: на долю квалифицированных рабочих в Москве приходится лишь10-15% от их общего числа. «Для удовлетворения потребности города в рабочих кадрах нужно кратно увеличить объем выпуска в системе профессионального образования, иначе дефицит всегда будет таким же острым, как сегодня», - подчеркнул В.Лисов. Он сообщил, что 18 сентября правительство Москвы рассмотрит итоги выполнения предыдущей программы подготовки рабочих кадров, рассчитанной на 2005-2007 гг. В рамках этой программы, рассказал В.Лисов, была проведена структурно-содержательная реорганизация образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, впервые в РФ была сформирована региональная система профессионального образования, состоящая из единого типа укрупненных учебных заведений-колледжей, в которых реализуются интегрированные образовательные программы основного общего, начального и среднего профессионального образования. На сегодняшний день эта система включает в себя 76 колледжей, где осуществляется подготовка кадров по 115 профессиям. Кроме того, были созданы Научно-исследовательский институт развития профессионального образования, Центр качества профессионального образования, Московский центр физического, военно-патриотического и гражданского воспитания и Московский дом научно-технического и художественного творчества учащихся. В целом, отметил В.Лисов, программа подготовки рабочих кадров на 2005-2007 гг. была выполнена, однако из-за недостатка финансирования ряда мероприятий «существенных изменений в обеспечении экономики рабочими кадрами не произошло». Новая программа должна решить две основные задачи: во-первых, учреждения профессионального образования должны стать привлекательными для московской молодежи; во-вторых, необходимо перейти от количественного к качественному развитию профессионального образования в столице. Для решения первой задачи нужно развивать материально-техническую и учебно-производственную базу образовательных учреждений и привлекать инвестиции работодателей; для решения второй задачи важно разделить профессиональную подготовку и переподготовку взрослого населения и мигрантов и собственно систему профессиональной подготовки молодежи. Кроме того, следует формировать условия для инновационного развития учебных учреждений. Реализация программы должна привести к достижению нового качества профессионального образования, подчеркнул В.Лисов. В частности, должны произойти: корректировка перечня профессий и специальностей в соответствии с потребностями экономики города в квалифицированных кадрах; оснащение ресурсных центров учреждений среднего профессионального образования современных высокотехнологичным оборудованием; модернизация системы нормативного финансирования с учетом реальных затрат на подготовку по конкретным профессиям и специальностям; развитие системы проектирования профессиональной карьеры учащихся; развитие форм сотрудничества колледжей и предприятий. Среди основных замечаний к представленному проекту программы было то, что целый ряд мероприятий не обеспечен необходимым финансированием. Даже с учетом того, что столичный бюджет не позволяет прогнозировать финансирование программы в полном объеме, депутаты считают важным как минимум представить потребности в финансировании тех или иных мероприятий с учетом их приоритетности. Вызвали дискуссию и возможности привлекать к сотрудничеству с учебными заведениями среднего профессионального образования предпринимательские структуры. В частности, высказывалось предложение ввести некий «налог на квалификацию»: предприниматель должен либо сам заниматься подготовкой кадров, либо перечислять определенную часть прибыли в городской бюджет на эти цели. Однако депутаты и участники заседания не поддержали этого предложения, посчитав, что это лишний раз обременит бизнес. Более предпочтительно, считают они, сотрудничество образовательных учреждений и предприятий на договорной основе и основе трехсторонних соглашений. Кроме того, отмечалось, что наиболее перспективно было бы не оснащать учебные учреждения новым оборудованием, которое довольно быстро устаревает, а прикреплять колледжи к промышленным предприятиям, на базе которых учащиеся могли бы проходить практику. В целом депутаты сошлись во мнении, что данная программа чрезвычайно важна для города и ее необходимо поддержать. Подводя итоги обсуждения, председатель Комиссии МГД по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев заявил, что за три года, на которые рассчитана новая программа, необходимо решить все те задачи, которые не были решены прежней. Кроме того, он полагает, что следует создать некий «колледж будущего», который выполнял бы функцию «маяка» для остальных учебных учреждений. Крайне негативно оценил М.Антонцев «абсолютное отсутствие реальных прогнозов потребности Москвы в рабочих кадрах», подчеркнув, что без этого невозможно выстраивать дальнейшую работу по подготовке кадров в городе. Важным также он считает до заседания правительства, на котором будет рассмотрена эта программа, выработать механизмы сотрудничества учебных учреждений и предприятий. Однако, несмотря на все минусы программы, комиссия поддержала этот документ, сочтя его очень важным для города.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное