ФНС и Минфин разработали новые правила обслуживания налогоплательщиков

14.08.2007

Федеральная налоговая служба (ФНС) и Минфин в очередной раз предприняли попытку формализовать общение налоговых инспекторов с посетителями — разработан проект административного регламента по информированию налогоплательщиков. Напомним: в апреле бывший глава ФНС Анатолий Сердюков утвердил Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, устанавливающий жесткие сроки, в которые должно укладываться каждое действие инспектора, к примеру, постановка фирмы или индивидуального предпринимателя на учет. Проект нового регламента — еще один шаг в этом направлении. Документ подробнейшим образом расписывает, как и в какие сроки налоговики должны принимать у посетителей декларации, представлять информацию о расчетах компании или "индивидуала" с бюджетом, рассматривать обращения граждан, организовывать работу по их информированию. Не случайно новый документ оказался почти в два раза внушительнее по объему, чем ныне действующий регламент, утвержденный в 2005 году. Так, инспекторам предписано принимать посетителей без обеденного перерыва и быть с ними предельно вежливыми. Ожидание в очереди, согласно регламенту, должно отнять не более 30 минут. Впрочем, в период сдачи отчетности (за пять дней до срока подачи деклараций) руководитель инспекции может увеличить срок ожидания "с учетом имеющихся ресурсов". Правда, и в этом случае очередь должна отнять не более двух часов. На бумаге нашлось место и такой фантастической возможности, как продление времени приема. Руководитель инспекции вправе отдать соответствующую команду при личном обращении налогоплательщика. Правда, непонятно, сколько для этого должно набраться вышеупомянутых обращений. Можно также продлить время работы телефонной справочной службы — до 20 часов в будни или до 15 в один из выходных. Время приема одной налоговой декларации не должно превышать пяти минут. А для бухгалтеров, которые сдают отчетность нескольких компаний, в инспекциях должны работать отдельные окна, ведь налогоплательщик, который стоит в очереди с горой деклараций, задерживает остальных. Немалое место в регламенте отведено сдаче отчетности и сверке ее через Интернет. В частности, как отмечают эксперты, в нормативном акте впервые закреплена обязанность налоговиков принимать справки и прочие документы в электронном виде с электронной же цифровой подписью. Раньше инспекторы могли поступать с подобными документами по своему усмотрению. Собственно, ничего плохого во всех этих нормах нет: dead-line прописан практически для каждого случая, по которому контактируют инспектор и посетитель. Однако то, что эти критерии будут, пусть и не безукоризненно, соблюдаться на практике, мягко говоря, вызывает сомнения. Как показал опрос, проведенный в начале года журналом "Главбух", несмотря на наличие многочисленных регламентирующих документов, 84 процента бухгалтеров работой фискальных органов по-прежнему недовольны. “К тому же, — добавляет налоговый эксперт Наталья Трубицина, — огорчает одно: регламент вновь не предусматривает никаких санкций для инспекторов и инспекций, в которых он по каким-то причинам будет нарушаться”.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное