Терминалы самообслуживания вытесняют другие платежные схемы

31.07.2007

Рынок оплаты услуг через терминалы самообслуживания в России постепенно вытесняет другие платежные схемы — будь то карты предоплаты или перевод денег через "живого оператора". Терминалы самообслуживания начинают устанавливать как салоны связи, так и многочисленные частные предприниматели. Однако с осени 2007 года, после вступления в силу указания Банка России, по которому все организации, принимающие платежи у населения, будут обязаны заключать договор с банком, количество игроков на терминальном рынке может сильно сократиться, а сам бизнес — укрупниться. Салоны сотовой связи также начинают активно работать в сегменте рынка "платежного самообслуживания". Операторы связи пока не ведут отдельного учета платежей своих абонентов, проходящих через терминалы, однако отмечают тенденции к значительному увеличению их доле в структуре приема платежей. Все это, однако, касается главным образом оплаты услуг связи, которые занимают хоть и важное, но далеко не первое место в общей структуре платежей россиян. В ходе социологического опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований совместно с Всероссийским центром 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках РФ, выяснилось, что наиболее популярным платежом у россиян является оплата коммунальных услуг (87% физических лиц). Здесь надо заметить, что оплата ЖКХ по-прежнему ведется главным образом через "живого оператора". На втором месте — оплата услуг связи: мобильного (55%) или стационарного телефонов (51%). Значительное место в структуре платежей занимает оплата налогов — около 40%. Менее активно, но все же в числе регулярных платежей россияне упоминали оплату услуг доступа в Интернет (14%) и страховых услуг (9%). Интересно, что совокупная доля платежей по разным видам кредитов (потребительский кредит, ипотека, автокредит, кредит на обучение, другие виды) составляет более 20%. Причем доля платежей по кредитам существенна не только для москвичей и петербуржцев. Так, например, в столице России и Санкт-Петербурге платежи по банковским кредитам совершают 20% опрошенных, а в городах с населением более 500 тысяч человек – 22%. Такая структура платежей наглядно демонстрирует сравнительно невысокий уровень развития отдельных сегментов банковского ритейла, в частности ипотеки. Так, например, всего 2% респондентов совершают платежи по программе ипотечного жилищного кредитования, что в целом объясняется общим невысоким уровнем распространения данного кредитного инструмента среди населения. Как свидетельствуют результаты исследования, большинство из представленных видов платежей совершаются как мужчинами, так и женщинами поровну. Однако есть виды платежей, существенно различающиеся в зависимости от пола плательщиков. Так, наиболее существенная разница наблюдается по оплате коммунальных услуг — женщины чаще оплачивают коммуналку. И эта ситуация вполне объяснима, прекрасный пол, как правило, в большей степени, чем мужчины, погружен в ведение домашнего хозяйства. Мужчины же в два раза чаще оплачивают штрафы, что свидетельствует о большей склонности представителей сильного пола к различным нарушениям.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное