Оптовики вынуждают розничных торговцев бензином повышать цены

18.07.2007

18 июля в здании ИА «Росбалт» состоялся брифинг на тему: «Цена на бензин: ждать ли повышения?». Предупреждая возможные в этом году действия розничных продавцов бензина по повышению цен на бензин, исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко обрисовал динамику цен за последний период. По его словам, в период с 2003 года до настоящего времени рост цен на топливо в России был относительно стабильным до начала 2006 года, когда оптовые цены достигли максимума и были предприняты меры административного воздействия на рынок, после чего цены начали снижаться практически во всех сегментах. Так продолжалось до середины марта, когда макроэкономические тенденции переломили ситуацию и вновь привели к росту цен. В марте, апреле и мае сложилась выгодная ситуация для экспорта топлива, что и предопределило рост оптовых цен. Сегодня, считает Г.Сергиенко, ситуация с ценами на бензин приблизилась к максимуму прошлого года. Розничные цены после максимума октября 2006 года и сегодня медленно снижаются. "Экономический эффект бизнеса приблизился к 15%-ному пределу. «Острого момента» еще не наступило, но при дальнейшем росте оптовых цен розничным торговцам придется в свою очередь предпринимать адекватные меры. Многое в дальнейшей ситуации будет зависеть и от мировой конъюнктуры", — заметил Г.Сергиенко. Если экспортная пошлина с конца августа вырастет с $200 до $230 за тонну, то это может переменить тенденции мирового рынка. Глава РТС предвидит, что к октябрю рынок стабилизируется, ситуация будет сходной с прошлым годом, а цены, возможно, повысятся. Он привел высказывание главы МЭРТ РФ Г.Грефа о том, что правительство, пошедшее навстречу нефтяникам в налоговой сфере, не намерено мириться с подорожанием топлива в предвыборный год и оставляет за собой в этом случае право госрегулирования рынка. Г.Сергиенко полагает, что нефтяники к этому прислушаются. Укрепление государства в топливном секторе подкреплено, по его словам, принятием закона о защите конкуренции и внесенным изменениям в Административный кодекс РФ, исходя из которых ФАС РФ определил 38 регионов, где поставщики топлива занимают доминирующее положение. Если ими будет инициировано повышение цен, оно станет предметом внимательного анализа ФАС РФ. «Никто не хочет первым попадать в эти жернова. Компания «ЛУКОЙЛ» уже три года судится как доминирующая структура в Нижегородской области из-за понижения цен на бензин на своих заправках, и конца судебной тяжбе пока не видно. Компании, занимающей доминирующее положение, придется доказывать целесообразность своего решения, приводя экономическое обоснование, а это никому не нужно» — констатировал Г.Сергиенко. Положение топливных компаний осложнено тем, что автозаправочные станции (АЗС) должны сейчас оформлять не одну, а две лицензии — как пожароопасный и как взрывоопасный объект — отдельно каждую. Такое положение вещей Г.Сергиенко считает абсурдным и выгодным чиновничеству, поскольку пожароопасность и взрывоопасность суть одно – обстоятельство, связанное с горением. АЗС сегодня искусственно причислены к производственным объектам, хотя на деле являются исключительно объектами торговли готовым продуктом. Общие издержки на получение двух типов лицензий, включая экспертизы, подготовку персонала на платной основе, осуществляемую сторонними коммерческими фирмами, составит сумму от 400 тысяч до 1 миллиона рублей на каждую АЗС, а учитывая общее их количество (22 тысячи городских и почти столько же ведомственных топливно-заправочных пунктов), выливается в изрядную сумму. «Таковы аппетиты Ростехнадзора» — констатировал Г.Сергиенко. Резервом снижения цен на бензин, считает он, могут быть налоги, либо акциз, либо налог на добычу полезных ископаемых, составляющие в сумме 55%, однако Г.Сергиенко не верит, что Минфин пойдет на какое-либо снижение, учитывая, что нефтегазовые налоги составляют 40% доходов бюджета. Идея об уменьшении акциза на бензин высокого качества, стимулирующая производителя, Минфином, судя по всему, не поддерживается. «В России еще не самые высокие налоги на бензин. В Англии они составляют от 70 до 80%, а в США налог состоит из федеральной части и налога штата, который имеет право уменьшить его в случае кризисной ситуации. В России такого механизма пока нет» — сказал Г.Сергиенко. Он сообщил, что технический регламент по производству бензина качества не ниже «Евро-3» также не принят. Во-первых, стоит проблема отечественного частного автопарка, потребляющего бензин в рамках стандартов от «Евро-0» до «Евро-2», во-вторых, проблема Министерства обороны, парк которого состоит в основном из техники советского образца. Нет единства как меж ведомствами, так и между самими нефтяниками. В отрасли увеличивается влияние госсектора, но качественные нефтерпродукты может производить только крупная компания, обладающая высокими технологиями для глубокой переработки нефти. «Сегодня каждый губернатор считает своим долгом обеспечивать интересы своего региона, заводя у себя маленький нефтеперерабатывающий заводик (НПЗ), но такое производство может производить только дизель, мазут и бензин низкого качества, отчасти поэтому рынок наводняется продуктами низшего сорта. Если нефтяным компаниям выгодно, они будут продавать нефть на сторону, на экспорт, в результате чего неизбежно возникает вакуум, заполняемый суррогатами, — так организован российский рынок топлива» – сказал Г.Сергиенко. При всех надеждах на перспективы российского нефтяного бренда REBCO, насильно загнать на биржу компании не удастся: их хозяйственные связи давно отлажены, и требуется приложить немало усилий, чтобы идея прижилась. Требуется создание действительно выгодных условий участия в нефтеторговле, заметил Г.Сергиенко.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное