Москва: почему молчит телефон доверия для предпринимателей в УБЭП?

08.06.2007

Взяточничество всегда считалось серьезным коррупционным преступлением. И наиболее благоприятная среда для возникновения взяточничества в России складывается в сфере госзаказа. Об этом заявил начальник второго отдела УБЭП г. Москвы Алексей Рябцев на прошедшей 7 июня в Тендерном комитете г. Москвы пресс-конференции на тему «Противодействие коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления в сфере размещения государственного заказа». По мнению представителя УБЭП г. Москвы, высокая взяткоемкость сферы размещения госзаказа объясняется тем, что организаторы конкурса и его участники работают в одном секторе экономики и, как правило, давно и очень хорошо знают друг друга. Поэтому процесс получения взятки детально отработан и устраивает как взяткодателя, так и получателя взятки. А. Рябцев пояснил, что главная задача работы УБЭП заключается в пресечении конкретных коррупционных преступлений. Неотъемлемой мерой по борьбе с коррупцией он назвал вынесение обвинительного приговора по факту получения взятки. Трудности при выявлении таких преступлений представитель УБЭП связывает с низким уровнем доверия населения к государственным органам власти и правоохранительной системе в частности. Однако на 90% выявление фактов взяточничества происходит по жалобам представителей бизнеса на вымогательство со стороны чиновников. По мнению представителя УБЭП, благодатную почву для взяточничества в сфере госзаказов создает излишнее делегирование властных полномочий различным организациям, не являющимися госорганами, например, ГУПам, являющимися коммерческими организациями. Действующим законодательством предусмотрен значительно более низкий уровень ответственности для коммерческих структур. «Освоение бюджетных средств — тонкая сфера, она нуждается в непосредственном контроле государственных органов, на которые возложена высокая ответственность за злоупотребления в этой сфере», — утверждает А. Рябцев. Он считает необходимым внести поправки в действующее законодательство, поскольку на сегодняшний день многие акты позволяют чиновнику принимать решение в ту или иную сторону, а строго установленный порядок работы чиновника исключит подобные возможности. Еще один минус ГУПов в том, что в отличие от госорганов, в них отсутствует тщательный подбор кадров. «Кадровый состав ГУПов оставляет желать лучшего. Имел место случай, когда руководитель ГУПа, проводившего конкурс на распределение радиочастот, имел судимость за мошенничество. В этом уголовном деле взятки исчислялись десятками тысяч долларов США», — сообщил представитель УБЭП г. Москвы. По его словам, многочисленные проверки работы департаментов показывают, что нарушения в проведении конкурсов происходят, если за регистрацию заявок отвечают ГУПы. В результате создается большое количество преступных схем с целью исключения "ненужных" участников в конкурсе. Например, создаются фирмы-однодневки специально для того, чтобы сорвать конкурс в случае победы нежелательного конкурента. Есть немало случаев, когда фирмы создаются специально для победы в конкурсе, а затем передаются лицам, заинтересованным в получении заказа. «Схем много, но не вся информация открыта, так как находится в разработке», — подчеркнул А. Рябцев. Он считает, что для борьбы с коррупцией необходима разъяснительная работа с представителями бизнеса. «Предприниматели должны знать, что разглашение информации о вымогательстве – один из эффективных способов борьбы с коррупцией. И каждый бизнесмен, обратившийся с проблемой, получит защиту с нашей стороны. Для этого мы примем все меры», — заключил представитель УБЭП г. Москвы. На вопрос ИА Альянс Медиа», насколько часто обращается малый бизнес с жалобами на произвол чиновников, он ответил, что специальная статистика по МБ не ведется. При этом А. Рябцев признал, что факты подобных обращений немногочисленны и малый бизнес «обращается в УБЭП неохотно». В основном речь идет о жалобах на отказ на выдачу лицензии или продление договора на выполнение госзаказа. «Далеко не всегда подобные обращения соответствуют действительности, иногда жалобы вызваны желанием отомстить. Бывают случаи, когда предприниматель совершено серьезно обращается в УБЭП с просьбой вернуть деньги: он дал взятку чиновнику, тот ее взял, а обещание не выполнил. Тем не менее, даже такие курьезные жалобы мы обязаны рассматривать», — заверил он. Нежелание бизнеса сотрудничать с УБЭП А. Рябцев связывает с распространенным стереотипом в среде предпринимателей, которые считают, что «за каждым чиновником, за самым нижним чином в налоговой инспекции или в префектуре стоит мафия. Стоит «сдать одного» — и месть всех чиновников неизбежна: бизнесмену на этой территории больше не дадут работать, и бизнес можно закрывать», — пояснил он. Сам А. Рябцев с этим не согласен, но признает, что на уровне законодательства пока не существует механизма, позволяющего оградить предпринимательство от произвола чиновников. «Со своей стороны мы можем обеспечить личную защиту бизнесмену. Но повлиять на уколы чиновников в отместку за жалобу, проявлемые в отказе на продление контракта или в решении о приостановке деятельности предприятия, мы, конечно, не можем. Все об этом знают, поэтому опасаются обращаться в правоохранительные органы», — пояснил А. Рябцев. В заключение он, не теряя оптимизма в вопросе взаимодействия с предпринимателями в противодействии коррупции, продиктовал телефоны доверия, по которым любой предприниматель может обратиться в УБЭП: 950- 44-25, 950-44-12.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное