Бизнес хочет отучить россиян от крепких напитков за 15 лет

16.05.2007

Участники алкогольного рынка разработали программу поэтапного снижения потребления в России водки и других крепких напитков и постепенного замещения их натуральными винами и слабоалкогольными продуктами. В основу построения новой модели алкогольного рынка решено заложить принцип постепенного количественного изменения ежегодного среднедушевого потребления спиртного с его разбивкой по видам и типам. Например, ожидается, что с 2012 года в возраст потребителей крепкого спиртного вступит поколение, больше привыкшее к слабому алкоголю, пиву и вину. Это значит, что вытеснение с рынка водки и иного "крепкого" произойдет естественно, а не путем каких-либо запретов. А если к этому добавится еще и воспитательная работа с пропагандой здорового образа жизни, то на следующем этапе уже другое поколение откажется от водки еще легче. Разработчики концепции — эксперты Союза участников алкогольного рынка (СУАР) — надеются, что через пятнадцать лет структура потребления алкогольных напитков в России изменится кардинально. Детальной разработкой "Концепции долгосрочной национальной государственной политики в сфере производства и оборота алкогольной продукции и культивирования здорового образа жизни на 2008-2032 годы" займется экспертный совет Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму. Затем она будет передана на обсуждение в федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти, бизнес-сообществу и в общественные институты. В апреле специально по заказу разработчиков концепции "Ромир Мониторинг" провел опрос населения. Люди отвечали на вопрос: "Необходима ли России государственная политика в сфере производства и оборота алкогольной продукции и культивирования здорового образа жизни?" И вот что выяснилось. Ситуацию с употреблением в нашей стране алкоголя и его суррогатов (не считая пива, которое законодательство РФ не относит к алкогольной продукции) подавляющее большинство россиян назвали критической. Так считает подавляющее большинство опрашиваемых, независимо от того, занимают они руководящие посты или вовсе не имеют работы, проживают в столице или крохотной деревушке. Причем такого мнения придерживаются не только 92% женщин, но и 78% мужчин. Эта проблема серьезно тревожит 75% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. В чем же причина такого положения дел? Больше всего люди обвиняют слишком легкий доступ к горячительному. И отмечают, что спиртное чрезмерно широко рекламируется. Другая причина — в отсутствии у нас пропаганды здорового образа жизни. Но если с этими проблемами при желании справиться не так уж трудно, то другие причины гораздо серьезнее. Среди них — падение уровня жизни людей и их экономическая неуверенность в завтрашнем дне. Не на последнем месте — недостаток духовных ценностей и доступных способов проведения досуга. Кто же виноват "в спивании россиян"? Отвечая на этот вопрос, 10% опрошенных во всем обвинили производителей и продавцов алкоголя. За ответственность общества, общественных институтов и объединений высказались 22%. 32% главными виновниками считают самих пьющих. А 35% опрошенных во всем обвинили государство и его органы управления. Но при этом, как ни странно, идею о создании долгосрочной государственной программы в сфере производства и продажи спиртного и культивирования здорового образа жизни активно поддержали чуть больше половины опрошенных – 56%. Зато они предложили "готовые рецепты". Первый — ужесточить борьбу с нелегальной продукцией, запретить продажу алкоголя молодежи до 21 года. Второй — ввести государственную монополию на производство алкоголя, изъять его рекламу на радио и телевидении. Третий — вернуть принудительное лечение от алкоголизма с применением современных медицинских методов. Четвертый — ввести уголовную и административную ответственность за распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом состоянии в общественных местах, развивать систему общественного контроля за соблюдением правил розничной торговли. Среди предложений были и такие — ограничить продажу алкоголя в утреннее время, организовать общества анонимных алкоголиков и повысить цены на спиртное. Участники алкогольного рынка приняли к сведению эти пожелания и некоторые из них учли при разработке концепции. Особое место в ней уделено состоянию дел в сельской местности и в промышленных центрах, вовлечению в употребление алкоголя детей. Однако разработчики подчеркивают, что создавать модель структуры потребления населением алкогольной продукции необходимо поэтапно. Главное — не создавать дефицит и сохранить доступ к легальной качественной алкогольной продукции различных социальных слоев населения. И постепенно добиваться снижения потребления крепких напитков, замещения их слабоалкогольной продукцией. Причем в каждом регионе будет создаваться собственная модель с учетом национальных, культурных, религиозных и других особенностей. Сегодня на российском рынке около 40% водки и иного крепкого алкоголя — это нелегальный и суррогатный продукт. По сравнению с 1980 годом потребление вин снизилось в три раза. Правда, во столько же раз выросло потребление пива. Сейчас его объемы превышают винные в 9-10 раз. Кроме того, 12 лет назад на нашем рынке появились слабоалкогольные коктейли. В 2004-2006 годах по объему производства коктейли переросли отечественные вина и достигли 50% от уровня их потребления.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA