МЭРТ готовит механизм банкротства физлиц

13.04.2007

13 апреля в московском ЦВК «Экспоцентр», в рамках 5-ой международной кредитно-финансовой выставки КредитЭКСПО 2007 cостоялся ряд выступлений по вопросам взаимодействия кредитного рынка и системы государственной поддержки. Заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам, президент Ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков сообщил, что ассоциация недавно провела исследование по вопросам кредитования. По его словам, исследование показало, "объем продукции, который производят малые предприятия, составляет 8% от общего объема ВВП". «Доля малого бизнеса ничтожно мала по сравнению с долей, которую он занимает в других, особенно развитых, странах», — подчеркнул он. А. Аксаков отметил, что, согласно исследованию, главные проблемы, препятствующие вхождению в бизнес, – это трудный доступ к финансовым, в том числе кредитным, ресурсам, скрытые платежи, которые банки устанавливают для заемщика и короткие сроки погашения банковских кредитов. «92% опрошенных сказали, что будут ориентироваться на свои собственные средства либо на средства друзей и знакомых», — заметил он. Кроме того, А. Аксаков отметил, малое количество банков, целенаправленно кредитующих малый бизнес. Затем А. Аксаков коснулся проблемы залога. По его словам, многие участники исследования отметили, что банки не охотно дают кредиты без залога. «Нам необходимо урегулировать залоговое законодательство. Мы создали рабочую группу и надеемся, что в течение года сумеем решить эту проблему», — заявил он. А. Аксаков, рассказал об опыте Германии в сфере поддержки малого бизнеса. Он отметил, что одна из форм поддержки – это распределение рисков между федеральным уровнем, землями и бизнесом. В результате доступ бизнеса к финансовым ресурсам в Германии намного проще, чем в России. «Мы очень рассчитываем на Банк Развития, который создается в России. Мы подписали соглашение, и Банк Развития будет выделять ресурсы для кредитования малого бизнеса через региональные банки», — сообщил президент Ассоциации «Россия». Заместитель начальника отдела законодательства о несостоятельности (банкротстве) МЭРТ РФ Алексей Терентьев рассказал о перспективах законодательства о «потребительском банкротстве». Он отметил, что стремительное развитие института потребительского кредитования в России неизбежно привело к острой потребности введения механизма банкротства гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В отличие от России, в странах с развитым правопорядком формирование института банкротства граждан происходило одновременно с появлением конкурсного права в целом, и в настоящее время данный институт широко используется в гражданских правоотношениях как механизм, обеспечивающий баланс интересов гражданина – должника и кредитора. Мировая практика регулирования процедур банкротства исходит из признания института «потребительского банкротства» благом для добросовестного гражданина, поскольку позволяет ему в ходе одного процесса освободиться от долгов, предоставив для расчета с кредиторами свое имущество (правовая доктрина «fresh start»). Он отметил, что отсутствие механизма банкротства граждан в современном российском законодательстве фактически означает невозможность обеспечения равной защиты прав и законных интересов граждан, а также справедливого удовлетворения их требований. Проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральный закон о несостоятельности (банкротстве), подготовленный МЭРТ с учетом зарубежного опыта, направлены на обеспечение защиты прав и интересов граждан, не являющихся ИП при осуществлении в отношении них процедуры банкротства, и их кредиторов, а также создание благоприятной экономической ситуации для полноценной реализации механизмов потребительского и жилищного кредитования. А. Терентьев сообщил, что наиболее важные положения законопроекта — это: возможность введения так называемой «реорганизационной» процедуры в отношении гражданина, признанного банкротом; возможность предоставления должнику отсрочки по уплате налогов и сборов на период реализации плана реструктуризации долгов по решению налогового органа; сокращенный срок наблюдения (3 месяца); наличие ряда ограничений и запретов в отношении должника. «Реализация мер, предлагаемых законопроектом, позволит стимулировать граждан-должников и их кредиторов к цивилизованным методам реструктуризации потребительской задолженности», — заключил представитель МЭРТ.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное