До 80% турфирм России уйдут с рынка из-за проблем с получением фингарантий

26.03.2007  распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

Около 70-80% туроператоров покинут рынок (около 700-800 компаний в Петербурге и 7-8 тыс. — по России), если вовремя не решат проблемы с получением финансовых гарантий на туристическую деятельность, уверены участники круглого стола который прошел в Санкт-Петербурге. На заседании отмечалось, что новый закон "Об основах туристической деятельности в РФ", который вступает в силу 1 июня, не является заменой отмененного с 1 января 2007 года лицензирования. Также он не помогает решать проблемы маленьких туристических компаний, а наоборот — ограничивает возможности малого бизнеса в этой сфере. Банки или страховые компании по соглашению с турфирмой должны будут выплачивать денежную компенсацию гражданам, если фирма не сможет выполнить условий договора с клиентом. "Банки и страховые компании, которые должны выдать каждому из туристических операторов гарантийные документы на суммы от 250 тыс. до 5 млн руб. к 1 июня 2007 года, а к 1 июня 2008 года удвоить объем финансовых гарантий, вряд ли будут работать с мелкими туроператорами, которых на рынке большинство — 70-80%", отмечали участники обсуждения. При этом новый закон имеет массу недочетов, которые предстоит преодолеть для получения финансовых гарантий и крупным туроператорам. "На рынке Петербурга в ближайшее время останется не более 200 туроператоров, — уверен директор по развитию агентской сети крупного оператора "Бон Вояж" Семен Таширев. — Остальные переквалифицируются в турагентства, либо уйдут с рынка, либо объединяться в единое юридическое лицо, став крупным оператором, который сможет получить финансовую гарантию и продолжить свою деятельность на рынке". "Наша компания, среднего размера оператор, сможет получить финансовые гарантии через страховую компанию, и здесь мы для себя проблемы не видим, — констатирует заместитель директора туристического оператора "Алеа" Максим Кравченко. — Однако более мелким операторам, которые будут вынуждены переквалифицироваться в агентства, придется тяжело, так они получат заведомо более низкую комиссию (на 3-5% ниже) на продажу туров крупных операторов, что не позволит им эффективно бороться с сетевыми агентствами", — уверен Максим Кравченко. "Мелким туркомпаниям есть резон оставить операторскую деятельность и перейти к агентской в составе крупных сетей, заключив с ними договор франчайзинга, так как это гарантирует им стабильный ежемесячный доход, а также снимет проблему конкуренции за клиента, переложив эти заботы на руководство управляющей компании туристической сети", — считает Тамара Клевцова, директор туристического агентства ООО "Клевцофф". Ее агентство вот уже почти год работает по договору франчайзинга под маркой раскрученной в Петербурге туристической сети "Мир без границ". "В настоящее время благодаря присоединению к сети "Мир без границ", нам удалось выйти на ежемесячные показатели дохода примерно в 150 тыс. руб., и обслуживать до 300 туристов в месяц", — делится бизнес-достижениями Тамара Клевцова. Эксперты подробно разъяснили, почему банки и страховщики не смогут работать с мелкими компаниями. По словам директора экономико-правового центра Ассоциации банков Северо-Запада Татьяны Утеповой, суть правовых проблем сводится к противоречию нового закона "Об основах туристской деятельности в РФ" и Гражданского кодекса России. А именно понятие банковской гарантии, предусмотренное ст. 368 ГК РФ, требует того, чтобы в любой гарантии банка указывался конкретный бенефициар (в данном случае турист), что практически невозможно, так как не один туроператор не сможет указать заранее в начале года идентификационные сведения о своих потенциальных будущих клиентах на сезон. Кроме того, представитель Ассоциации банков Северо-Запада отметила, что банкам интересны только те туристические операторы, которые смогут обеспечить неснижаемый ежедневный денежный остаток в размере 5-50 млн руб. При этом те самые 70-80% маленьких туроператоров имеют годовой оборот до 6,5 млн руб., продавая до 500 турпутевок в год (за сезон) в среднем по $500 каждая. Эта категория либо получит заведомо более жесткие и невыгодные условия, либо не получит банковскую гарантию вовсе. Никак не проще обстоит дело со страховыми компаниями, которые привыкли считать деньги и финансовые риски еще более тщательно, чем банкиры. Страхование — это прежде всего математика, отметил директор СПб представительства Национального перестраховочного общества Иван Морозов. Чтобы страховщик начал работать с туристическим оператором, он прежде должен получить возможность отследить статистику не менее чем по 100 абсолютно идентичным турам, чтобы сделать выводы о том, насколько качественно и надежно работает оператор, оценить финансовые риски. Если компания обслуживает до 500 клиентов за сезон, то такую статистику получить зачастую невозможно. В итоге получится, что маленькие и без того едва сводящие концы с концами туроператоры либо не получат страховку вовсе, как финансово ненадежные, либо получат страховку по достаточно высоким, если не сказать "заградительным" тарифам. Такая ситуация еще больше усугубит финансовое положение маленьких туристических операторов со всеми вытекающими отсюда последствиями для их бизнеса и их клиентов. Данную позицию относительно малодоступности страховых продуктов для маленьких компаний поддержал и присутствовавший на круглом столе Петр Щербаков, руководитель Северо-Западного представительства Всероссийского союза страховщиков. "Необходимо освободить туристический рынок от кустарщины, которая сегодня царит повсеместно, и переходить к европейской деловой практике, при которой есть четкое функциональное разделение бизнеса на туроперейтинг — изготовление самого продукта и агентскую деятельность — обеспечение продаж, — констатирует Дмитрий Мачихин, исполнительный директор сети туристических агентств "Мир без границ". — На все европейские страны есть не более 10 туристических операторов, которые разрабатывают 100% туров, и столько же известных брендов агентских сетей, качеству обслуживания которых все доверяют. Иные компании на рынке просто не выживают". "Франчайзинговые сети туристических агентств и десяток крупных операторов поделят туристический рынок России между собой, как в Европе" — резюмирует Дмитрий Мачихин. В прессе неоднократно озвучивалось мнение вице-президента Российского союза туриндустрии Сергея Корнеева о том, что фингарантии рынку необходимы, так как оператор берет на себя ответственность за туристов, и нельзя позволять делать это ненадежным компаниям. Аналогичные мысли на круглом столе озвучил Сергей Крылов, исполнительный директор Национальной академии туризма. В скором времени, возможно, что уже к 1 июня 2007 года, на отечественном рынке благодаря новому закону останутся только серьезные и финансово надежные туристические компании, которым действительно стоит доверять свою жизнь и право организовывать свой отдых.


Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...