Утилизационный сбор по тракторам малой мощности

30.11.2016

С 12.05.2016 постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 утвержден перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеры сбора (далее - Перечень).

В решении Верховного Суда РФ от 28.09.2016 № АКПИ16-691 рассмотрена следующая ситуация. Организация обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании частично недействующими:

  • абзаца первого раздела XIV «Тракторы сельскохозяйственные колесные» Перечня, где значатся тракторы мощностью до 30 лошадиных сил, при установлении в отношении которых утилизационного сбора базовая ставка применяется с коэффициентом от 0,4 до 1.8;
  • сноски «4» Перечня, где приведена базовая ставка утилизационного сбора для техники данной группы в размере 150 000 рублей.

Организация сочла, что применение к новым минитракторам колесным LW-12, LW-15, мощностью от 12 до 15 лошадиных сил (11,03 кВт), предназначенным для использования в личном приусадебном (фермерском) хозяйстве, утилизационного сбора в размере 150 000 рублей (базовой ставки) и коэффициента 0,4 неправомерно. В подтверждение своей позиции она обратилась к нормам Налогового кодекса РФ о том, что:

  • законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;
  • при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
  • налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Однако суд пояснил: обязанность по уплате утилизационного сбора установлена не Налоговым кодексом РФ, а Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Этот закон определил все элементы утилизационного сбора как обязательного неналогового платежа:

  • объект обложения сбором - каждое колесное транспортное средство (шасси), каждая самоходная машина, каждый прицеп к ним, ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в РФ;
  •   плательщиков сбора  - импортеров и производителей, а также покупателей транспортных средств у  лиц, не уплачивающих утилизационный сбор.

Таким образом, в рассмотренной ситуации правовых оснований для применения норм Налогового кодекса РФ нет, и размер утилизационного сбора по новым минитракторам колесным LW-12, LW-15 мощностью от 12 до 15 лошадиных сил законен.

Нормативные акты для бухгалтераЖурнал «Нормативные акты для бухгалтера». Важные документы с комментариями экспертов. Подписаться

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное