Как работодатели обманывают кандидатов

05.10.2016

Работодатели регулярно обманывают соискателей, претендующих на рядовые позиции, выяснила аналитическая служба портала «Работа.ру». 

Большинство кандидатов жалуются на то, что компании обещали им одни условия работы, а на деле предложили другие: менее интересную должность  или меньшую зарплату. Часто в качестве условия получить место фигурирует оплата соискателем обучения и спецодежды. После обучения компании проводят тестирование и выносят вердикт – мол, кандидату недостает нужных компетенций.

Часто предлагают временно поработать без оформления в штат с серой зарплатой, но так и не трудоустраивают официально. Нередко  в стопке документов, которые кандидатам нужно подписать при оформлении на работу, попадаются кредитные договоры или соглашение на обслуживание с одним из «дружественных» работодателю пенсионных фондов.

Такого рода приемы недобросовестные наниматели практикуют, как правило, с теми, кто приходит наниматься на рядовые позиции: грузчиками, водителями, курьерами, агентами по недвижимости, менеджерами по продажам в мелких сетевых компаниях, сотрудниками небольших колл-центров, работающих на дому. Однако работодатели обманывают не только низовой персонал, но и квалифицированных специалистов и менеджеров среднего и высшего звена – только более изобретательно.  Как именно – попытались выяснить  «Ведомости».

Шпионские страсти

Часто целью собеседования с кандидатом, ранее занимавшим должность, скажем, коммерческого директора, является не его трудоустройство, а получение конфиденциальной информации о методах работы коммерческих директоров из другой отрасли и заимствование полезного опыта.

На собеседования квалифицированных сотрудников (не имея ни малейшего намерения принять их на работу) часто приглашают, чтобы разузнать об оргструктуре конкурирующих компаний, их стратегии и планах открытия филиалов, отношениях с поставщиками, зарплатах сотрудников и системах мотивации, планах по разработке новых продуктов и т. п.

Есть и более изощренная уловка: кандидату (бывшему топ-менеджеру), предлагают возглавить новый проект, написать план развития и сформировать команду. Когда он все это выполнит, его, по причине якобы закрытия проекта, сократят, а сам проект будет возобновлен с другим руководителем «из своих».

То есть дорогостоящего топ-менеджера изначально нанимали с тем,чтобы быстро воспользоваться его знаниями.

Желаемое за действительное

Кстати, согласно исследованию компании HeadHunter, главную причину проваленного испытательного срока опрошенные видят в том, что наниматель ввел их в заблуждение, неверно описав условия работы на собеседованиях и в текстах вакансий.

Часто кандидату не рассказывают правду о ситуации в компании. Случается, что на интервью менеджеру по персоналу сообщают, что компания активно растет и планирует выходить на международные рынки, а после того как соискатель подписывает трудовой договор, выясняется, что бизнес разваливается и новый менеджер должен как можно скорее и дешевле уволить несколько сотен человек.

Иногда непопулярную вакансию камуфлируют под популярную. Например, компании нужен менеджер по продажам, а эту позицию называют «маркетолог», чтобы получить больше откликов. В провинции нередко мошенничают с местом работы: с человеком проводят собеседование в красивом офисе, а работать новичку приходится в тесном подвале, где шесть человек сидят на пяти метрах и на всех один компьютер.

«Кадровая карусель

Существует и методика «кадровой карусели» В последние месяцы появилось больше вакансий для менеджеров высшего звена – руководителей компаний, департаментов и коммерческих директоров. Вакансия составлена в превосходных тонах: прекрасное место, замечательная компания, удивительный фронт работ. Кандидат встречается сразу с собственником, как правило, очень харизматичным и общительным человеком, который рисует захватывающие перспективы. Они ударяют по рукам, но через три месяца эта же вакансия опять появляется на рекрутинговых сайтах.

Все это псевдовакансии, размещенные владельцами компаний, которые стремятся спасти бизнес от разорения. Собственник ищет не директора, а волшебника, способного словно по мановению волшебной палочки быстро все наладить. Кандидат, не зная всего этого, приходит в компанию, от него ждут быстрых и заметных результатов, и через два-три месяца нетерпеливый собственник увольняет директора. Людей берут на два-три месяца, затем быстро увольняют и набирают новых.

Журнал «Практическая бухгалтерия». Свежие новости бухучета и налогообложения ежедневно. Подписаться

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное