Москва: УФНС проверит тех, кто не согласился добровольно "обелить" зарплаты

10.08.2006

За 1-е полугодие 2006 года столичное налоговое управление мобилизовало в бюджетную систему 503,7 млрд руб., что почти в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как удалось достичь столь высоких показателей? Какие методы контрольной работы применяют в столице? Об этом рассказала руководитель Управления ФНС России по г. Москве Н. Синикова. В: С чем связаны столь высокие темпы роста налоговых поступлений? О: Я считаю, что на темпы роста повлияло несколько факторов. И прежде всего — высокий уровень развития экономики Москвы. Так, в январе — мае индекс производства в столице составил 121,4% к аналогичному периоду прошлого года. Если говорить о росте поступлений отдельных налогов, нужно принимать во внимание и другой фактор. Например, рост поступлений налога на прибыль во многом связан с ростом доходности банковского сектора столицы, а также с разовыми платежами при реализации ценных бумаг. А это ни много ни мало 8,8 млрд руб. Ну и, наконец, еще один фактор — повышение уровня контрольной работы налоговой службы Москвы. В: Какова статистика поступлений НДС? О: Наше управление обеспечивает 60,7% поступлений НДС в федеральный бюджет. Индикативные показатели по мобилизации налога, установленные на 1-е полугодие, выполнены на 104,2%. В абсолютных цифрах это 132,5 млрд руб., что на 43,8% больше, чем в 1-м полугодии прошлого года. В: С какими проблемами сегодня сталкиваются налоговые органы при администрировании НДС? О: Одна из главных проблем — неправомерное возмещение НДС. Наша задача — полностью исключить такие факты. Это касается не только экспортеров. Мы сталкиваемся и со случаями неправомерного возмещения НДС по операциям, совершаемым на внутреннем рынке. Если же говорить об экспортерах, то мы администрируем 4,5 тыс. таких налогоплательщиков. По состоянию на 1 июня 2006 года общая сумма НДС, которую налогоплательщики предъявили к возмещению, составила 27,8 млрд руб. Это на 14% больше аналогичного показателя 2005 года. Налоговые органы Москвы рассмотрели заявлений на сумму 18,2 млрд. руб. Только 60% этой суммы подтверждено налоговыми органами. В: Какова основная причина отказов? О: Налогоплательщики необоснованно заявляют НДС к вычету или не подтверждают документально право на вычет. Замечу, что названные мною показатели свидетельствуют о масштабности и трудоемкости той работы, которая связана с рассмотрением документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов. Нередко нам приходится проводить углубленные проверки поставщиков по цепочке, пока мы не выявим производителя экспортируемого товара. Мы также тщательно изучаем схемы движения товарно-денежных потоков. Обработать вручную такой объем поступающей информации нереально. Поэтому при проведении мероприятий налогового контроля мы используем информационно-поисковую систему «Схемы ухода от налогообложения», а также программно-информационный комплекс «НДС». В: Контролируете ли вы работу инспекций? О: Безусловно. В управлении уже два года работают комиссии по рассмотрению вопросов полноты и качества проведения инспекциями мероприятий налогового контроля. В текущем году состоялось около 80 заседаний комиссии, рассмотрено 949 налоговых деклараций на общую сумму около 22 млрд руб. В: Изменились ли методы налогового контроля в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ? О: Да, вступление этого закона в силу изменило формы и методы контроля за обоснованностью возмещения НДС. В настоящее время у нас нет возможности подтвердить достоверность сведений, указанных налогоплательщиками в счетах-фактурах, через кредитные учреждения. Наше управление располагает достаточными административно-организационными ресурсами и информационно-аналитическими инструментами для проверки обоснованности возмещения НДС. Один из них — встречные проверки контрагентов налогоплательщика. В 2006 году отделы встречных проверок созданы во всех инспекциях Москвы. В контрольной работе мы используем комплексную систему сведений о налогоплательщиках (КСНП). С помощью такой базы данных нам удается предотвращать реализацию криминальных схем, связанных с незаконным возмещением и зачетом в бюджет неуплаченного НДС. Этот информационный ресурс дает возможность проанализировать деятельность контрагентов проверяемого налогоплательщика и по прямым и косвенным признакам определить его добросовестность. Так, с помощью КСНП мы устанавливаем факт регистрации партнеров налогоплательщика, соответствие реквизитов (ИНН, фамилии руководителей организации) и, как следствие, обоснованность подписания ими финансовых документов, счетов-фактур. Анализируем состояние лицевого счета организации. Проверяем, например, сдает ли она вовремя и в полном объеме налоговую отчетность. Хочу отметить, что управление в конце прошлого года провело инвентаризацию всей представленной налоговой отчетности. Данные по всем строкам деклараций, полученных от налогоплательщиков, внесены в информационный ресурс «АИС-Налог». Текущую налоговую отчетность инспекции вводят своевременно. Иными словами, мы поддерживаем базу данных КСНП в актуальном состоянии. Кроме того, мы используем базу данных по утерянным паспортам, что позволяет уже на начальном этапе проверочной работы выявлять недобросовестных налогоплательщиков. В: Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с администрированием налога на прибыль организаций. О: За 1-е полугодие установленные бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций значительно перевыполнены: в федеральный бюджет — на 26,2%, в бюджет города — на 38,3%. Темп роста поступлений налога в консолидированный бюджет составил относительно 1-го полугодия 2005 года 182%. Установленные бюджетные назначения поступления налога на прибыль в федеральный бюджет за полугодие перевыполнены на 10,8 млрд руб., обеспечен темп роста к аналогичному периоду прошлого года — 195,4%. На рост поступлений этого налога помимо макроэкономических факторов повлияло усиление налогового контроля. Так, в результате контрольных мероприятий только за 1-е полугодие 2006 года доначислено 10,4 млрд руб. В: На что вы ориентируете инспекторов при проведении проверок? О: Если говорить о камеральных проверках, то начиная с 2006 года мы ориентируем инспекторов на уменьшение объемов запрашиваемых документов. Мы считаем, что объекты для камеральной проверки нужно выявлять на основе экономического анализа бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. Как показывает практика контрольной работы, схемы минимизации налога на прибыль связаны с необоснованным учетом документально не подтвержденных расходов. Так, зачастую мы устанавливаем факты совершения налогоплательщиками сделок по фиктивным документам. В: Как выявляются такие факты? О: Мы проводим встречные проверки организаций — контрагентов налогоплательщика, в частности поставщиков приобретаемого имущества, подрядчиков и исполнителей работ, услуг, а также опросы руководителей и учредителей этих организаций. Кроме того, мы проводим осмотры мест, где организации ведут деятельность. Анализируем информацию из внешних источников. Все это позволяет установить факты и обстоятельства, свидетельствующие о том, что представленные документы не подтверждают реальных сделок и финансово-хозяйственных операций. В: Московский регион от большинства регионов России отличает высокая средняя заработная плата — около 17 тыс. руб. Соответственно столица обеспечивает поступление значительных сумм ЕСН, страховых взносов во внебюджетные фонды и НДФЛ. Однако именно ваше управление стало одним из инициаторов активной борьбы с «теневой» зарплатой… О: За год — с 1 июня 2005 года по 1 июня 2006 года — удельный вес управления в поступлении ЕСН в федеральный бюджет возрос на 2,5 процентных пункта и составил 18,4%, в государственные внебюджетные фонды — 17,1%. Но эти показатели могут быть выше, если вывести зарплату из «тени». Поэтому проверки налогоплательщиков с признаками ухода от налогообложения путем выплаты «серой» заработной платы — одно из приоритетных направлений нашей работы. В апреле 2006 года в управлении создана комиссия, в рамках которой в территориальных инспекциях функционируют 42 рабочие группы. Они взаимодействуют с налогоплательщиками, выплачивающими зарплату ниже прожиточного минимума, установленного в Москве. Таких организаций насчитывается около 60 тысяч. Мы их распределили на четыре группы в зависимости от средней суммы выплат на одного сотрудника. В: Как вы воздействуете на таких налогоплательщиков? О: Мы проводим углубленный анализ их деятельности, а затем приглашаем их на заседания рабочих групп Комиссии при Управлении ФНС России по г. Москве или на заседания созданных рабочих групп при каждой инспекции. Всего с апреля 2006 года проведено 536 заседаний рабочих групп и 10 заседаний комиссии, заслушаны представители почти 11 тыс. организаций. Из них примерно 9,5 тыс. согласились с доводами комиссии и рабочих групп и приняли меры для повышения заработной платы. Причем почти каждая вторая фирма сделала это самостоятельно, не дожидаясь рассмотрения материалов налоговыми органами. В: А как вы работаете с теми, кто не согласился с доводами комиссии? О: Эти организации мы включили в планы комплексных выездных налоговых проверок на III квартал 2006 года. Кстати, работа налоговых органов по легализации заработной платы положительно сказывается и на администрировании другого «зарплатного» налога — НДФЛ. Его поступления в консолидированный бюджет Москвы возросли за 1-е полугодие на 44,7%. В: Расскажите, пожалуйста, как меняются подходы к проведению выездных налоговых проверок. О: Сегодня можно говорить о новой идеологии и концепции выездных налоговых проверок. Эта концепция реализована в Регламенте планирования и подготовки выездных проверок, который утвержден в 2006 году. Документ предусматривает использование всего комплекса процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщике, и позволяет усилить контроль уже на стадии формирования плана проверок. При этом основной акцент сделан на информационно-аналитическое обеспечение и тщательный предпроверочный анализ. Так, мы очень внимательно подходим к выбору объекта проверки, выявляя с помощью программных средств наиболее вероятные «зоны риска». Я имею в виду случаи нарушения налогового законодательства. Во время проверок мы также активно используем специальный программный комплекс. Он позволяет в режиме реального времени контролировать ход проверки и одновременно отслеживать поступления в бюджет доначисленных сумм. Еще один важный момент: мы уходим от практики проведения проверок по отдельным налогам. Комплексные проверки, когда в поле зрения проверяющих попадают все налоги сразу, гораздо эффективнее. И, пожалуй, самое главное. Мы установили приоритет качества контрольной работы над количественными показателями. В: Можно ли оценить эффективность новых методов в цифрах? О: Конечно. Выбранные нами методы контрольной работы дают весьма ощутимые результаты. Так, за 6 месяцев 2006 года налоговые органы столицы дополнительно начислили 35,9 млрд руб. платежей, что на 9 млрд руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почти 42% доначислений, или 15 млрд руб., обеспечили выездные налоговые проверки. В: Расскажите об основных методах борьбы с фирмами-однодневками. О: Одной из важных задач организации контрольной работы является работа по пресечению и профилактике деятельности фирм-однодневок в соответствии с Регламентом действий налоговых органов г. Москвы по противодействию созданию и функционированию фирм-однодневок. Для более эффективного решения этой проблемы на региональном уровне формируется Единая база организаций с признаками фирм-однодневок. В перспективе такая база должна быть создана и на федеральном уровне. В: Какая роль в этой работе отводится правоохранительным органам? О: Достаточно высокая результативность мероприятий, проводимых совместно с правоохранительными органами, предопределила необходимость дальнейшего расширения форм и методов этого взаимодействия. В июне 2006 года создана рабочая группа из представителей УФНС России по г. Москве и ГУВД Москвы. В рамках ее деятельности уточнен порядок взаимодействия налоговых инспекций и отделов управления по налоговым преступлениям ГУВД. В частности, мы подготовили план совместных мероприятий. В ходе его осуществления были проверены 20 фирм-однодневок. Объектами совместных проверок стали также девять организаций — фактических исполнителей упомянутых схем. Дальнейшая работа в данном направлении позволит исключить из экономической деятельности значительное число создаваемых фирм-однодневок, а также разработать механизм эффективного противодействия злоупотреблениям недобросовестных юридических лиц при госрегистрации. В: Вы оценивали, как много создается фирм-однодневок? О: В Москве в 2006 году 40% всех зарегистрированных юридических лиц имеют признаки фирм-однодневок. Сведения о таких фирмах мы направляем в налоговые инспекции и банки для проведения мероприятий, предусмотренных Регламентом действий налоговых органов г. Москвы по противодействию созданию и функционированию фирм-однодневок. В: Как часто фирмам с признаками однодневок отказывают в госрегистрации? О: Решения об отказе в госрегистрации выносятся практически по каждой третьей фирме с признаками однодневки. Кстати, в ходе контрольных мероприятий нам удалось выявить большое число подставных лиц, задействованных при создании фирм-однодневок. В настоящее время мы привлекаем этих лиц к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное