УСН: оформление расхода в КУРиД

13.11.2012

Вопрос

Добрый день! ИП на УСН Д-Р опт: купила товар без подтверждающих документов (до открытия ИП за нал, без кассового чека), после открытия ИП продала своему покупателю. Покупатель оплатил по банку - в КУДиР. это доход, а на списание проданного товара. в расход ничего не поставлю (нет подтверждающих документов на покупку товара мной). Это правильно?

Ответ

1. Что касается приобретения товара до регистрации ИП, то налоговики обычно предъявляют претензии, если сделки по приобретению товаров (работ, услуг) имеют признаки недействительности (ст. 166 - 181 ГК РФ). Например, спорной является ситуация, когда фирма приобретает товары (работы, услуги) у контрагента, не состоящего на налоговом учете либо не зарегистрированного в ЕГРЮЛ (исключенного из ЕГРЮЛ). Однако при рассмотрении таких споров некоторые суды указывают, что если приобретенные товары приняты на учет, использованы в деятельности организации, а также имеются первичные документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства, то такие затраты относятся к расходам, подтвержденным надлежащим образом (постановления Президиума ВАС РФ от 9 марта 2010г. № 15574/09, ФАС Дальневосточного округа от 28 октября 2008г. № Ф03-4692/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 28 августа 2008г. № Ф08-5094/2008).
К тому же, если реальный факт приобретения товаров (работ, услуг) налоговой инспекцией не оспаривается, несоответствие подтверждающих документов требованиям законодательства не может быть основанием для полного исключения расходов из налоговой базы. Такие затраты должны быть отнесены налоговым органом к расходам в размере, который определяется исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичным сделкам (постановление Президиума ВАС РФ от 3 июля 2012г. № 2341/12.
Поэтому, учитывая арбитражную практику, вы имеете неплохие шансы отстоять право на расход в суде.

2.Если у вас отсутствует кассовый чек за приобретенный товар, но имеется товарный чек или квитанция, свидетельствующая о покупке вами товара, то вы вправе подтвердить расходы этими документами. Дело в том, что компании и предприниматели, применяющие УСН, ведут учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов (утв. приказом Минфина РФ от 31 декабря 2008 г. № 154н). Данным нормативным документом указано, что "упрощенные" расходы должны быть подтверждены первичными документами. К первичным документам относят платежные документы, акты приемки-передачи, товарные накладные, заключенные договоры и др.
Кроме того, в письмах Минфина России от 6 сентября 2012г. № 03-11-11/272 и от 18 мая 2012г. № 03-11-06/2/69 подчеркивается, что расходы при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в установленных законом случаях могут быть подтверждены не только отпечатанными контрольно-кассовой техникой кассовыми чеками, но и иными документами (товарными чеками, квитанциями), подтверждающими прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Обосновывается вывод Федеральным законом от 22 мая 2003г. № 54-ФЗ, которым определен круг лиц, наделенных правом осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ.
Если документы, подтверждающие прием денежных средств за товар (товарный чек или квитанция) у вас также отсутствуют, то советуем не учитывать такие суммы в расходах.

Поделиться