УСН (доходы-расходы)

24.10.2012

Вопрос

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, турагент, работающий на УСН (доходы-расходы) может учитывать в расходах стоимость тура, если с туроператором заключен договор купли-продажи?
Заранее балгодарна

Ответ

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" продвижение и реализация турпродукта турагентом должны осуществляться на основании агентского договора, заключаемого между ним и туроператором.

Кроме того, туристская путевка - это лишь документ, содержащий определенные сведения, а не товар (имущество) с точки зрения статьи 38 Налогового кодекса. Следовательно, турагенты-"упрощенцы" не вправе уменьшать полученные доходы на расходы по оплате покупной стоимости туристских путевок, используя формулировки подпункта 23 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса (в нем поименованы в качестве учитываемых в целях налогообложения расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации). Такое мнение выражают финансисты (см. письмо Минфина РФ от 27.01.2006 № 03-11-04/2/20).

Однако некоторые суды с подобным выводом чиновников не согласны (см., например, постановления Десятого арбитражного суда от 03.06.2009 г. № А41-К2-3044/07, ФАС Московского округа от 12.03.2008 № КА-А41/1289-08). Судьи констатируют, что затраты на приобретение турпродукта подлежат учету в качестве расходов согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. А также напоминают, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах, в частности, относительно терминологии, используемой Налоговым кодексом и иными федеральными законами, толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Если вы не готовы отстаивать свою позицию в суде, рекомендуем придерживаться указаний Минфина РФ и не включать затраты в виде "закупочной" цены турпродукта в состав расходов, а уплачивать налог со всей суммы денежных средств, полученных от клиента.
К тому же можно порекомендовать турагентам избегать заключения договоров купли-продажи. Ведь турагентство не может являться приобретателем турпродукта и уж тем более перепродавать его. Поэтому необходимо поднять все договоры купли-продажи, имеющиеся в хозяйственном обороте, и внимательно изучить их на предмет переквалификации в посредническую сделку. Это позволит в целях исчисления единого налога учитывать исключительно доходы, но не в полном объеме денежных средств, поступивших от туриста в оплату поездки, а лишь в части собственного вознаграждения за совершение действий по заключению с клиентом договора о реализации турпродукта.




Поделиться