Расходы на печать брошюры для своих сотрудников

11.01.2011

Вопрос

Организация в просветительских целях печатает брошюру для своих сотрудников с новым вариантом коллективного договора. Подскажите, как отразить в учете печать этой брошюры? Можно ли отнести данные затраты на рекламные расходы?

Ответ

Сразу следует сказать, что затраты на печать брошюры для своих собственных сотрудников никак не могут быть причислены к рекламным расходам. Во-первых, расходы организации на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ) — это расходы, связанные с производством и реализацией. К предпринимательской деятельности организации расходы на печать коллективного договора не имеют отношения. Во-вторых, реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания клиентов к объекту рекламирования (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»). Данные условия также не выполняются, так как «клиентами» являются собственные сотрудники.
Что же касается учета расходов на печать брошюры в базе по налогу на прибыль по иным основаниям, то остается лишь подпункт 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ (другие обоснованные внереализационные расходы). К сожалению, организации крайне трудно будет объяснить обоснованность затрат, указанных в запросе. Расходы должны быть экономически оправданы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Просветительские цели, ради которых печатается брошюра, не связаны напрямую с экономическими выгодами, и поэтому если организация включит соответствующие расходы в базу по налогу на прибыль, следует ждать разбирательств с налоговыми органами, а, возможно, даже судебных споров с инспекцией. На уровне федеральных арбитражных судов подобные дела не рассматривались, поэтому невозможно предугадать, какую позицию примут судьи.

Поделиться