Финансовая помощь

29.04.2010

Вопрос

Мы оказываем фин. помощь учредителю. Как оформить в НУ и БУ это? Как документально?

Ответ

Обычно финансовую помощь оформляют как договор займа, обязательно в письменном виде. Это следует из пункта 1 статьи 808 Гражданского кодекса РФ. В договоре пропишите срок, на который выдан заем, условия возврата, проценты и сумму займа.

Если вы предоставили беспроцентный заем, это обязательно надо указать в договоре. Минусом беспроцентного займа будет то, что вашему учредителю придется платить НДФЛ с материальной выгоды от экономии на процентах. Ставка налога в этом случае составляет 35 процентов. Доход в этом случае возникает в момент возврата займа. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 14арпреля 2009 г. № 03-04-06-01/89, от 17 июля 2009 г. № 03-04-06-01/175. Беспроцентный займ в бухгалтерском учете вы учитываете на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Если займ предоставлен под проценты, то удержание НДФЛ зависит от суммы процентов по договору займа. Налоговая база в отношении материальной выгоды определяется как разница между суммой процентов за пользование заемными средствами по договору и 2/3 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Это следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 212 Налогового кодекса РФ. Ставку рефинансирования берету ту, которая действует на дату получения дохода. Дата получения дохода определяете на день уплаты заемщиком процентов (подпункт 3 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса РФ).

Выданный займ в бухгалтерском учете вы учитываете по дебету счета 58 «Финансовые вложения», субсчет «Предоставленные займы» и кредиту счета 76 (если выдали учредителю) или 73 (если выдали учредителю-директору, сотруднику вашей компании).

Начисленные проценты вы учитываете в прочих внереализационных доходах по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет1 "Прочие доходы", в корреспонденции с дебетом счета 76 или 73. В налоговом учете проценты также учитывают как прочие внереализационные доходы на основании пункта 6 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Проценты начисляете на основании расчета бухгалтера.

Можно поступить проще. Если учредитель является директором компании, то можно выдать ему деньги под отчет. Закон не ограничивает сумму подотчетных средств. Срок на который выдана компания устанавливает самостоятельно внутренним приказом. Например - один месяц. Если через месяц авансового отчета нет, то можно оформить возврат подотчетной суммы и выдать ее снова. Реального движения денег, конечно, не будет. Они останутся только на бумаге - в кассовой книге и отчете кассира. Конечно, возвращать до бесконечности неиспользованные суммы не стоит. Поэтому на крайний случай можно будет начислить невозвращенные вовремя подотчетные суммы в доход директора и удержать с них 13% НДФЛ.

Еще вариант. Если вам надо предоставить взаймы небольшую сумму и быстро, то можно подобрать первичные документы по канцтоварам или любым другим хозяйственным расходам. Все это списываете на расходы полностью. «Первичку» можно купить практически на любом рынке или ярмарке, либо «состряпать» самостоятельно с «липовой» печатью.

Поделиться