Нумерация единая, листы разные

18.02.2009

Вопрос

Обособленное подразделение и головной офис нашей фирмы находятся в разных городах. Как нам лучше организовать ведение книги покупок и книги продаж, а также нумерацию счетов-фактур?
Л. Михеева, бухгалтер, г. Кострома

Ответ

Согласно постановлению Правительства России от 2 декабря 2000 г. № 914, у компании может быть только одна книга покупок и одна книга продаж, даже если она ведет облагаемую НДС деятельность через свои обособленные подразделения.

Практика показывает, что подразделениям следует вести не книги, а отдельные листы. В определенные дни по графику документооборота эти листы нужно передавать в головную организацию, где сформируют книги окончательно. На конец квартала у головной компании должны быть все документы и регистры, необходимые для формирования декларации по НДС. Поэтому график представления информации от обособленных подразделений нужно прописать в учетной политике.

Нумерация счетов-фактур тоже должна быть единой по организации. Хронологию (систематизацию по датам совершения операций) нарушать нельзя (п. 2 постановления № 914).

Некоторые резервируют номера. Например, 15 сентября головной офис и филиал договорились, что офис выписывает счета-фактуры с номерами с 10 по 20, а подразделение — с номерами с 21 по 30. Но в этом случае хронология может быть нарушена, если за этот день одно из подразделений выпишет меньше счетов-фактур и неиспользованные номера окажутся незадействованными. Использование их на следующий день приведет к тому, что документ за более поздним номером будет выписан более ранней датой.

Поэтому более удобный способ — использовать в структуре номера счета-фактуры буквы. Тогда в организации будут, к примеру, два счета-фактуры под номером 50, но один из них — 50/а, а другой — 50/б. Это не запрещено, а хронология будет соблюдена.

www.pbuh.ru" >Источник материала: приложение к журналу «Практическая бухгалтерия»

Поделиться