Расходы на презентацию продукции

05.02.2009

Вопрос

Организация занимается оптовой торговлей клея для производства. В целях привлечения покупателей-производителей и увеличения объемов продаж, на базе существующего клиента производится показ применения клея в производстве. Учитывается ли стоимость использованного клея в расходах для целей налогообложения? Можно ли данные расходы отнести к рекламным? Как правильно учесть данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете?
Оксана

Ответ

Оксана, вынуждена Вас расстроить. Уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль не удастся. Более того, возникает объект налогообложения НДС. Теперь подробнее.

Налоговый кодекс не содержит правовое определение рекламы. Поэтому налоговые органы и суды используют понятие, данное в Федеральном законе от 13 марта 2006 года № 38–ФЗ «О рекламе».

Так под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Закона № 38-ФЗ).

В вашем случае применение клея демонстрируется адресно, на базе существующего клиента. Таким образом, к рекламным расходам их отнести нельзя. Правомерность подобных выводов подтверждает и судебная практика. В Постановлении от 07.02.2007, от 31 января 2007 г. по делу № Ф03-А73/06-2/5053 ФАС Дальневосточного округа установил, что рекламные акции проведены среди ограниченного круга участников (в рассматриваемом случае — среди постоянных клиентов). А значит, и расходы на нее не могут быть отнесены к рекламным. Более того, они не связаны с производством и реализацией товаров, и не могут быть признаны в уменьшение налогооблагаемой прибыли.

В случае несоответствия расходов требованиям указанного Федерального закона и положениям от 13 марта 2006 года № 38–ФЗ «О рекламе» и статье 252 Налогового Кодекса передача материалов для целей демонстрации признается в целях налогообложения налогом на прибыль безвозмездной реализацией, и согласно п. 16 ст. 270 Кодекса указанные расходы налоговую базу не уменьшают. Кроме того, безвозмездную передачу товаров для демонстрации следует рассматривать для целей применения налога на добавленную стоимость как безвозмездную передачу товаров.

Бухгалтерский учет безвозмездно передаваемых товаров отражается следующими записями:

Дебет 91-2     Кредит 41(10) переданы товары (материалы) для показа потенциальным клиентам

Дебет 91     Кредит 68-1 начислен НДС на передаваемые товары

Юлия Пименова,
эксперт журнала «Практическая бухгалтерия»

www.pbuh.ru" >Источник материала: журнал «Практическая бухгалтерия»

Поделиться