Налоговые вычеты на детей: считаем правильно

25.10.2012 распечатать

Казалось бы, что может быть проще – правильно рассчитать и учесть налоговые вычеты на детей. Да, это действительно несложно, если речь идет о полноценной семье с одним ребенком или даже двумя-тремя детьми. Но рано или поздно семья меняется. И тогда родители изыскивают способы, как получить вычеты выгоднее. Рассмотрим некоторые сложные ситуации, в т. ч. с точки зрения того, как не заинтересовать контролирующие органы.

В 2011 г. и 2012 г. были изменены и дифференцированы размеры стандартных налоговых вычетов по НДФЛ для физических лиц, имеющих детей. Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 330‑ФЗ «О внесении изменений в ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 330‑ФЗ) в ст. 218 НК РФ были внесены поправки.

Федеральным законом № 330‑ФЗ в ст. 218 НК РФ внесены изменения, которые направлены на поддержку семей, имеющих детей, путем увеличения размера стандартного налогового вычета, предоставляемого по НДФЛ. При этом остальные положения подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ остались в прежнем виде, что вызвало некоторую неясность в порядке применения размеров налоговых вычетов.

С момента вступления в силу Федерального закона № 330‑ФЗ налогоплательщиками было задано множество вопросов, а Минфином России, ФНС, экспертами было дано множество разъяснений по порядку применения положений подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ. Тем не менее многие вопросы остались неясными. Ниже рассмотрены сложные моменты о порядке применения стандартных налоговых вычетов в размерах, установленных Федеральным законом № 330‑ФЗ.

Определение размера вычета

Федеральным законом № 330‑ФЗ установлены дифференцированные размеры налоговых вычетов для налогоплательщиков в зависимости от количества детей. С 1 января 2012 г. налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, на основании подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ в следующих размерах:

  • 1400 рублей – на 1‑го ребенка;
  • 1400 рублей – на 2‑го ребенка;
  • 3000 рублей – на 3‑го и каждого последующего ребенка.

На практике возник вопрос о том, как определить размер вычета, если у физического лица трое или более детей, при этом вычеты предоставляются не на каждого ребенка в силу возраста или иных причин согласно ст. 218 НК РФ.

После вступления в силу Федерального закона № 330‑ФЗ существовало две позиции по данному вопросу. Первая основана на том, что размер налогового вычета в повышенном размере предоставляется на 3‑го и каждого последующего ребенка. При этом НК РФ не содержит уточнений, что вычеты должны предоставляться исходя из количества детей, на которых предоставляются стандартные налоговые вычеты, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, плательщика сборов (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Другая позиция была основана на том, что для определения размера вычетов следует учитывать только детей, подпадающих под признаки, изложенные в подп. 4 п. 4 ст. 218 НК РФ, и на которых предоставляются вычеты.

…при определении размера вычетов следует исходить из общего количества детей налогоплательщика независимо от того, предоставляются на него стандартные налоговые вычеты или нет…

В настоящее время сложилась четкая позиция, подтвержденная многочисленными разъяснениями контролирующих органов, состоящая в следующем.

При определении размера вычетов следует исходить из общего количества детей налогоплательщика независимо от того, предоставляются на него стандартные налоговые вычеты или нет.

Минфин РФ в письме от 23.12.2011 г. № 03-04-08/8-230 дал следующие разъяснения. Учитывая, что налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет, при определении применяемого размера стандартного налогового вычета учитывается общее количество детей. То есть 1‑й ребенок – это самый старший по возрасту ребенок вне зависимости от того, предоставляется на него вычет или нет.

Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 23.08.2012 г. № 03-04-05/8-995, от 15.03.2012 г. № 03-04-05/8-302, от 14.02.2012 г. № 03-04-05/8-179 и др.; письмах ФНС России от 2.02.2012 г. № ЕД‑4-3/1608@, от 24.01.2012 г. № ЕД‑4-3/991@ и др.

В очередь, дети

Минфин также разъяснил, что очередность детей определяется в хронологическом порядке по дате рождения независимо от их возраста. В этой связи смотрите письма Минфина от 10.04.2012 г. № 03-04-05/8-469, от 3.04.2012 г. № 03-04-06/8-96, от 10.02.2012 г. № 03-04-06/8-32 и др., ФНС России от 5.05.2012 г. № ЕД‑2-3/326@, от 24.01.2012 г. № ЕД‑3-3/185@ и др.

Определение количества детей также не зависит от того, являются ли они детьми непосредственно налогоплательщика или его супруга. Это подтвердил Минфин в письме от 10.04.2012 г. № 03-04-05/8-469.

В отношении опекунов и попечителей учитывается общее количество детей, включая подопечных, в хронологическом порядке по дате рождения независимо от их возраста. То есть 1‑й ребенок – это наиболее старший по возрасту ребенок вне зависимости от того, подопечный он или родной (письмо Минфина от 3.04.2012 г. № 03-04-06/8-96).

Необходимо отметить, что при определении общего количества детей также учитывается ребенок, который умер. В этой связи смотрите письма Минфина России от 10.02.2012 г. № 03-04-06/8-29, от 10.02.2012 г. № 03-04-06/8-33, от 10.02.2012 г. № 03-04-05/8-165 и др.

В целях применения стандартных налоговых вычетов могут также учитываться дети, на которых не было выдано свидетельство о рождении. В этом случае документом, подтверждающим факт рождения ребенка, может быть справка о рождении по форме № 26, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 г. № 1274. В ней указываются даты рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни.

Справка выдается в соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143‑ФЗ «Об актах гражданского состояния» на основании документа, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом (учетная форма № 106–2/у‑08 «Медицинское свидетельство о перинатальной смерти» – приложение № 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 26.12.2008 г. № 782 н «Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти»).

…размер налоговых вычетов следует определять исходя из общего количества детей налогоплательщика, включая детей, на которых налоговые вычеты не предоставляют...

Таким образом, размер налоговых вычетов следует определять исходя из общего количества детей налогоплательщика, включая детей, на которых налоговые вычеты не предоставляют. Причем независимо от того, родные дети или находящиеся в опеке или на попечении, усыновленные, дети супругов, дети, которые умерли.

Налоговые вычеты на детей-инвалидов

Кроме того, Федеральным законом № 330‑ФЗ изменен порядок предоставления стандартного вычета на ребенка-инвалида. С 1 января 2012 г., помимо перечисленных выше вычетов на 1‑го, 2‑го, 3‑го и каждого последующего ребенка, установлен налоговый вычет на каждого ребенка-инвалида до 18 лет или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы, в размере 3000 рублей.

Законодатель установил специальные размеры налоговых вычетов в зависимости от двух обстоятельств: каким по счету является ребенок для налогоплательщика и является ли ребенок инвалидом.

Логично предположить, что ребенок-инвалид является для родителей 1‑м, 2‑м, 3‑м и т. д., из чего можно сделать вывод, что вычеты могут быть предоставлены как по первому, так и по второму основанию.

Сегодня контролирующими органами сформирована позиция, с которой не соглашаются специалисты. Судебная практика по данному вопросу не сформирована, что позволяет трактовать закон не в пользу налогоплательщиков.

Уменьшение налоговой базы у родителей, имеющих детей, на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является инвалидом, составляет 3000 рублей. Закрепляя право на получение данного вычета в определенном размере, законодатель имел в виду, что получают данное право в одинаковом размере все родители, на обеспечении которых находится ребенок в возрасте до 18 лет, являющийся инвалидом. Причем вне зависимости от того, каким по счету он является (письма Минфина России от 29.08.2012 г. № 03-04-05/8-1021, от 11.07.2012 г. № 03-04-05/8-860, от 3.04.2012 г. № 03-04-06/5-94, от 2.04.2012 г. № 03-04-05/8-400 и др.).

При этом Минфин отмечает, что вычет на ребенка-инвалида как на 1‑го, 2‑го, 3‑го или последующего по счету ребенка не предоставляется. Обоснован данный вывод тем, что вычет на ребенка-инвалида предусмотрен специальной нормой (письма Минфина России от 3.04.2012 г. № 03-04-06/5-94, от 19.01.2012 г. № 03-04-06/8-10). С позицией ведомства можно не согласиться.

В подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ установлены размеры стандартных вычетов на ребенка в зависимости от двух обстоятельств: каким по счету для родителя является ребенок и является ли он инвалидом. При этом НК РФ не содержит условия об ограничении применения двух налоговых вычетов на одного ребенка или выбора одного из оснований их применения.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Из чего следует, что размер вычета можно определять путем сложения вычетов по каждому из оснований.

Кроме того, необходимо отметить, что при таком подходе Минфина не соблюдается принцип равенства налогообложения, установленный п. 1 ст. 3 НК РФ. Ведь налоговое бремя родителя, имеющего 1‑го ребенка-инвалида, и родителя, имеющего 3‑го ребенка-инвалида, будет различным. При этом Минфин в письме от 2.04.2012 г. № 03-04-05/8-400 говорит, что утверждение о нарушении принципа равенства налогообложения, установленного ст. 3 НК РФ, необоснованно.

Принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Смотрите в этой связи постановление Конституционного суда РФ от 13.03.2008 г. № 5‑П.

… при отказе от вычета родителя, имеющего право на вычет в размере 3000 рублей, в пользу родителя, имеющего право на вычет в размере 1400 рублей (с 1.01.2012 г.), следует применять вычет в размере 2800 рублей…

На сегодня судебная практика по данному вопросу не сформирована ввиду недолгого действия рассматриваемых положений НК РФ. Предоставление налоговых вычетов работнику на одного ребенка по двум основаниям повлечет налоговые риски для налогового агента и налогоплательщика. При этом сотрудники, готовые отстаивать свое право на поддержку родителей, имеющих детей, государством, на создание условий, обеспечивающих детям достойную жизнь и свободное развитие, могут воспользоваться альтернативным вариантом расчета и заявить недостающую часть вычета в налоговой декларации (п. 4 ст. 218 НК РФ).

Как оптимизировать вычеты

Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей).

С вступлением в силу Федерального закона № 330‑ФЗ возникли вопросы о применении налоговых вычетов в двойном размере, если у родителей разное количество детей. Так как размер налогового вычета зависит от того, каким по счету является ребенок для родителя, родитель, оказывающийся от вычета, может иметь право на вычет в ином размере, чем родитель, в пользу которого он отказывается.

При прямом прочтении положений подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ можно сделать вывод, что при отказе от налогового вычета одним родителем вычет, который подлежит предоставлению второму, удваивается.

Изложенная позиция дает возможность оптимизировать получение налоговых вычетов семье, если один из родителей получает слишком низкую заработную плату и не расходует полный размер вычетов. Или же, допустим, отец получает высокую заработную плату и его доход быстро достигает 280 тыс. рублей. Кроме того, есть смысл применить данную схему, если один из родителей имеет право на более низкий налоговый вычет, чем другой. Однако контролирующие органы не приветствуют оптимизацию получаемых вычетов.

Минфин в письме от 20.03.2012 г. № 03-04-08/8-52, ссылаясь на подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, делает выводы, что мать ребенка в 2011 г. имеет право на получение стандартного налогового вычета за каждый месяц налогового периода в размере 1000 рублей, от которого она вправе отказаться. Следовательно, отец ребенка вправе получить стандартный налоговый вычет в размере 4000 рублей, то есть в размере вычета на 3‑го ребенка 3000 рублей и 1000 рублей, от получения которого отказалась мать.

Аналогичную позицию высказал ФНС России в письме от 5.04.2012 г. № ЕД‑4–3/5715@. Налоговики сделали вывод, что если родителям полагается вычет в разном размере (из-за разницы в общем количестве детей), то при его перераспределении в пользу одного из родителей указанные суммы складываются.

Необходимо отметить, что и Минфин, и ФНС России рассматривают ситуацию, где родитель, имеющий право на вычет в меньшем размере, отказывается в пользу родителя, который имеет право на вычет в большем размере. При этом контролирующими органами не приводятся примеры, где имеет место обратная ситуация.

Из прямого прочтения положений подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ можно сделать вывод, что при отказе от вычета родителя, имеющего право на вычет в размере 3000 рублей, в пользу родителя, имеющего право на вычет в размере 1400 рублей (с 1.01.2012 г.), следует применять вычет в размере 2800 рублей. Иная позиция влечет риски для налогового агента и работника.

При этом налогоплательщик или налоговый агент не смогут ссылаться на письма Минфина и ФНС России ввиду того, что они не являются разъяснениями данных неопределенному кругу лиц (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Несмотря на вышеизложенное, налогоплательщик или налоговый агент вправе обратиться в налоговые органы и Минфин для получения им разъяснений на основании п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 32, ст. 34.2 НК РФ либо быть готовым отстаивать свою позицию в суде.

Рассмотрим примеры

Пример 1

У женщины трое детей: ребенок в возрасте 22 лет, обучающийся по очной форме обучения, и ребенок в возрасте 19 лет, который проходит срочную военную службу, от первого брака; ребенок в возрасте 10 лет от второго брака. С этой женщиной и ее вторым супругом проживает ребенок супруга в возрасте 15 лет. Кроме того, у нее был ребенок, который умер через неделю после рождения 12 лет назад. Старший ребенок женщины от первого брака проживает с ней и ее вторым супругом, но усыновлен им не был.

Женщина в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ имеет право на стандартные налоговые вычеты на детей в следующих размерах:

  • на 1‑го ребенка (22 года) – 1400 рублей;
  • на 3‑го ребенка (15 лет) – 3000 рублей;
  • на 5‑го ребенка (10 лет) – 3000 рублей;

На 2‑го ребенка (19 лет) и на 4‑го ребенка (умершего) вычеты не предоставляются.

Второму супругу женщины могут быть предоставлены налоговые вычеты на детей в следующих размерах:

  • на 1‑го ребенка (22 года) – 1400 рублей;
  • на 2‑го ребенка (15 лет) – 1400 рублей;
  • на 3‑го ребенка (10 лет) – 3000 рублей.

На ребенка 19 лет вычеты не предоставляются, т. к. он не проживает совместно с супругом, на умершего ребенка – т. к. супруг не является родителем.

Пример 2

У женщины и ее супруга два ребенка: один ребенок 8 лет, 2‑й ребенок 5 лет – инвалид. У супруга есть ребенок от первого брака в возрасте 10 лет.

Женщине в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ ее работодателем будут предоставлены стандартные налоговые вычеты на детей в следующих размерах:

  • на 1‑го ребенка (8 лет) – 1400 рублей;
  • на 2‑го ребенка – инвалида – 3000 рублей.

Супругу его работодателем будут предоставлены стандартные налоговые вычеты на детей в следующих раз­мерах:

  • на 1‑го ребенка (10 лет) – 1400 рублей;
  • на 2‑го ребенка (8 лет) – 1400 рублей;
  • на 3‑го ребенка – инвалида – 3000 рублей.

Работодателями могут быть предоставлены дополнительные налоговые вычеты на ребенка инвалида: женщине – 1400 рублей, ее супругу – 3000 рублей (как на 2‑го и 3‑го ребенка). Однако это повлечет налоговые риски, т. к. позиция о предоставлении двух вычетов противоречит позиции Минфина и ФНС России. Также супруги вправе заявить дополнительные налоговые вычеты по итогам года, предоставив в налоговые органы налоговые декларации по НДФЛ, но свою позицию им, скорее всего, придется доказывать в спорном порядке.

Пример 3

Мужчина отказывается от получения стандартных налоговых вычетов в пользу своей супруги на их общих детей (10 и 15 лет), о чем составляет соответствующее заявление. У супруги есть ребенок от первого брака в возрасте 17 лет.

Женщине в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ ее работодатель предоставит стандартные налоговые вычеты на детей в следующих размерах:

  • на 1‑го ребенка (17 лет) – 1400 рублей;
  • на 2‑го ребенка (15 лет) – 2800 рублей;
  • на 3‑го ребенка (10 лет) – 4400 рублей (3000 рублей + 1400 рублей).

Работодателем может быть предоставлен женщине налоговый вычет на 3‑го ребенка в размере – 6000 рублей (3000 рублей × 2), однако это повлечет налоговые риски, т. к. данная позиция противоречит позиции Минфина и ФНС России. Кроме того, сотрудница вправе заявить удвоенный налоговый вычет в размере 6000 рублей

Ирина Федоскина, эксперт журнала "Консультант"

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...