Ответственность за нелицензионное ПО (журнал "Расчет")

23.10.2012 распечатать

Какая ответственность предусмотрена законом для фирм, использующих нелицензионное ПО?

Многие компании используют пиратские программы, думая, что таким образом смогут сэкономить. Однако если правоохранительные органы нагрянут с проверкой авторских прав, штрафы и санкции перевесят возможную выгоду. Какая ответственность грозит за применение нелицензионного ПО, рассказал Игорь Слабых, руководитель отдела противодействия интеллектуальному пиратству в России и СНГ Adobe Systems.

– Игорь, насколько часто проводятся проверки авторских прав?

В целом, в последние годы количество мероприятий по обнаружению контрафактного программного обеспечения снижается. Если в 2007 году было проведено около 7 тысяч проверок, то в 2011 году – порядка 6 тысяч. Но это не говорит о том, что число нарушений снизилось или им стало уделяться меньше внимания. Просто ревизии стали проводиться более точечно. В компанию приходят только в том случае, если уже есть сведения, что в ней используется нелицензионное ПО.

Уровень пиратства в нашей стране в прошлом году оценивался в 63 процента. Но очевидно, что эти данные не обладают безупречной точностью. Во-первых, невозможно заглянуть в каждый компьютер, поэтому есть мнение, что на самом деле этот показатель выше. Во-вторых, в исследовании нет детализации по продуктам. К примеру, среди программ Adobe контрафакт составляет 80 процентов. То есть, только каждая пятая компания использует легальные программы. Средняя цена за одну лицензию составляет около 100 тысяч рублей, поэтому потери разработчика огромны.

 Ответственность за нелицензионное ПО

– Вы собираете информацию об использовании пиратского ПО для того, чтобы помочь полиции расследовать преступления?

У нас есть несколько механизмов, которые помогают обнаружить контрафактную продукцию. Самый простой – это форум на нашем сайте. Туда нередко приходят сообщения о фактах пиратства. Другие компании используют свои приемы, к примеру, всплывающие окна обновлений, которые позволяют просканировать компьютер на предмет наличия нелицензионных программ.

Мне хотелось бы отметить, что у нас нет цели найти, обвинить, передать в руки правоохранительных органов и привлечь к ответственности руководителей фирм. Если мы узнаем, что компания использует нашу продукцию, но не имеет на нее лицензию, сначала пытаемся убедить фирму приобрести продукт легально. Результаты этих мер довольно хорошие. Ведь когда руководитель организации знает, что его уже уличили в использовании контрафакта и дальше последует проверка, ему выгодно решить конфликт мирно. Тем более что программы, которые были украдены, все равно нужны предприятию в работе.

– Кто проводит ревизии?

Проверки соблюдения авторских прав на программное обеспечение проводятся сотрудниками органов внутренних дел или полиции, а также прокурорскими работниками. Сами разработчики инициируют только 5 процентов ревизий. Зачастую мы узнаем о фактах незаконного использования наших продуктов уже после завершения следственных мероприятий. Специалистов компаний, разрабатывающих ПО, иногда привлекают к расследованию преступлений, но это делается по усмотрению правоохранительных органов. Также наши юристы выступают в суде, представляя компанию, как потерпевшую сторону.

– Проверки авторских прав являются плановыми или возможны внеплановые визиты ревизоров?

Опасность для компании состоит в том, что эти ревизии не попадают под действие закона «О защите прав предпринимателей». Для них не используется термин плановых и внеплановых мероприятий. Поскольку они проводятся в рамках оперативно-розыскной деятельности, то многочисленные ограничения, такие как обязательная виза прокурора или согласование плана проверок с начала года, их не касаются. Поэтому проверяющие чувствуют себя более свободно, могут действовать оперативно, и их появление на пороге офиса зачастую оказывается неожиданностью для ее руководства.

– Как проходит проверка авторских прав?

Поскольку компанию не предупреждают о начале ревизии, в большинстве случаев она становится неожиданностью для руководителя и персонала. Сотрудников просят отойти от своих компьютеров, для того чтобы они не могли что-то удалить. Далее в офисе проверяется техника на предмет использования контрафактного ПО, специалисты правоохранительных органов или прокуратуры смотрят наличие лицензий, специальных наклеек, которые выдаются вместе с некоторыми легально приобретенными программами. Если проверяющим удается найти контрафактную продукцию, техника опечатывается и увозится для дальнейшего исследования.

Причем, если на компьютере нет нелегальной продукции, но есть папки с программами для создания ключей, взлома ПО, то и в этом случае технику могут изъять. Найденные улики свидетельствуют, что злоумышленники использовали нелицензионный товар.

– Если на компьютерах находится важная для продолжения работы фирмы информация, можно ли ее скопировать?

Нет, сделать этого правоохранительные органы не дадут. При копировании сотрудники могут удалить улики, поэтому такие действия опасны для следствия. Все нужные для работы компании сведения стоит копировать и хранить не на компьютерах. К примеру, IT-специалисты, которые обслуживают фирмы удаленно, часто предлагают делать сохраненную копию информации и размещать ее на удаленном сервере.

Признаки грядущей проверки:

  • Письмо от правоохранительных органов с требованием не использовать нелицензионное программное обеспечение;
  • Звонки от правообладателя с предположением о том, что в компании установлено контрафактное ПО, и рекомендацией приобрести лицензию;
  • Предупреждение разработчика о недопустимости применения пиратской продукции с требованием провести аудит программного обеспечения.

– Какая ответственность установлена за использование пиратского ПО?

Применение контрафактной продукции карается в соответствии со статьей 7.12 КоАП. Для возбуждения дела необходимо, чтобы стоимость нелегального ПО была более 100 тысяч рублей. До декабря прошлого года эта сумма составляла 50 тысяч рублей. За использование пиратского ПО для компаний установлен штраф в размере от 30 до 40 тысяч рублей. Более жесткая ответственность прописана в статье 146 Уголовного кодекса: согласно 2 части которой, за подобное деяние грозит лишение свободы до двух лет и штраф до 200 тысяч рублей, по 3 части той же статьи – шесть лет лишения свободы и 500 тысяч рублей штрафа.

Денежной выплатой или условным сроком заканчивается 80 процентов всех дел. Реальное тюремное заключение арбитры назначают крайне редко: только в тех случаях, когда обвиняемый в использовании пиратского ПО уже имеет судимости или вышел по условно досрочному освобождению. У нас был один такой случай в Екатеринбурге, когда виновный в краже ПО вышел из колонии раньше срока и снова попал в поле зрения правоохранительных органов. При этом следует знать, что уголовное дело всегда возбуждается в отношении физического лица, то есть полицейские или прокурорские работники пытаются найти именно того сотрудника, по чьей вине было установлено пиратское ПО на компьютеры организации.

– А кто будет виноват, если компанию обслуживает сторонняя IT-фирма?

Судебная практика идет к тому, что если организация маленькая и сотрудников в ней мало, нести ответственность будет директор. Если в фирме есть приходящий или постоянный системный администратор, то отвечать перед законом придется ему. В большой организации с собственным IT-отделом вина будет лежать на начальнике подразделения. Привлечь стороннюю фирму к ответственности тоже возможно, но нужно внимательно смотреть договор, опрашивать сотрудников, чтобы понять: кто принимал решение, что на компьютеры фирмы нужно установить нелицензионное программное обеспечение. По опыту, IT-специалисты крайне редко предлагают руководителям такое решение. Зачастую этот способ сэкономить лоббирует директор компании.

– Что бы вы посоветовали компаниям, которые не хотят отвечать за использование пиратского ПО?

Меня очень часто спрашивают: можно ли откупиться от правоохранительных органов? Я говорю, что, во-первых, это незаконно, а, во-вторых, может быть дороже, чем приобрести лицензию на программу. Потому что сегодня пришли районные полицейские, а завтра – городские. Со всеми не договоришься.

Компания, которая купила лицензию на ПО, не имеет права передавать ее другим организациям. Однако для аффилированных лиц делается исключение.

Конечно, самый простой совет, который можно дать, это – использовать лицензионные программы. Хотя даже компании, применяющие сертифицированную продукцию, рискуют не пройти проверку. Не всегда руководителю удается уследить за тем, что стоит на офисных компьютерах. Сотрудники порой сами устанавливают программы, которые им нужны.

Самым правильным в такой ситуации будет проведение аудита на предприятии, во время которого удастся понять, что стоит на компьютерах. На этом этапе обычно обнаруживается большое количества контрафакта, о котором директор не знал. Для того чтобы персонал не занимался установкой пиратских программ, необходимо строго вести их учет, запрещать приносить сомнительное ПО из дома. Можно даже специальным приказом установить ответственность сотрудников за такие действия.

Еще одна важная рекомендация: стоит заранее собрать все документы, которые будут подтверждать легальность ПО. Как правило они находятся в разных отделах: договоры лежат у юриста, платежки у бухгалтера, коробки от программ у IT-специалиста – в итоге предоставить быстро все материалы ревизорам невозможно.

В крупных организациях желательно ввести систему управления лицензиями. Она позволяет отслеживать, какие программы есть у компании, когда заканчиваются сроки их использования, и что еще необходимо докупить. В общем, удачно пройдет проверку та фирма, которая в своей ежедневной работе поддерживает порядок и следит за тем, каким ПО пользуется.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...