Россия переходит на "серые" зарплаты

25.07.2012 распечатать

И специалисты Минэкономразвития России, и независимые эксперты с тревогой констатируют факт резкого увеличения так называемых "серых" заработков.

Соотношение скрытых зарплат и ФОТ, по данным МЭР, выросло с 2010 по 2011 год на 1,4 процента. Наряду с этим замедлились темпы роста оплаты труда.

На негативную ситуацию с налогообложением обратила внимание в конце апреля министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Выступая на расширенной коллегии министерства, она заявила, что, по оценкам ведомства, соотношение скрытых заработков и официального фонда оплаты труда возросло с 54,7 процентов в 2010 году до 56,1 процента в 2011 году. То есть, объем серых заработков в прошлом году составлял чуть более 56 процентов от объема фонда оплаты труда. Таким образом, соотношение почти достигло наивысшего уровня прошлого десятилетия, зафиксированного в 2006 году. Этот максимум составил 56,2 процента, напомнила Эльвира Набиуллина.

Одновременно с этим наблюдается замедление повышения легальных заработных плат. Если на протяжении 2000-х годов реальные заработки опережали рост внутреннего валового продукта в среднем на 3-6 процентных пункта, то теперь они отстают.

Отмечу, что несколько ранее, в конце февраля, обеспокоенность увеличением числа случаев, когда зарплату выдают по «серой схеме», выразила руководитель УФНС по Москве Марина Третьякова. Выступая на коллегии ведомства, она сказала, что в начале 2012 года по сравнению с тем же периодом 2011-го поступления от налога выросли всего на 10 процентов. И это при значительном повышении уровня денежного довольствия военнослужащих и работников МВД. Глава УФНС по Москве была осторожна в выводах: «Не исключаю, что отдельные налогоплательщики могли вернуться к «серым» схемам выплат заработных плат».

Данные Росстата

По данным Росстата, объем скрытой оплаты труда за прошлый год равняется 7,64 триллионам рублей. Эти данные позволяют экспертам сделать вывод о том, что по сравнению с 1995 годом объем «серых денег» увеличился почти в 70 раз.

И как пример: в начале марта один из интернет-порталов Иркутска провел опрос о видах заработной платы по способу проведения ее через бухгалтерию. Выяснилось, что полностью «белую», официальную зарплату получает меньше половины участников голосования — 46,9 процента. Граждан, получавших заработок в конверте, оказалось 31,6 процентов. В число остальных вошли безработные и предприниматели.

Примечание ред.Бухгалтерия.ру

В настоящее время 83% компаний платят зарплаты "в конверте" или сводят к минимуму страховые взносы. Это в три раза больше по сравнению с периодом кризиса 2008 года. Об этом заявил первый вице-президент "Опоры России" Владислав Корочкин. 

По его мнению, на это повлияла ситуация со страховыми взносами (в прошлом году они были увеличены до 34%, а с начала 2012 года снижены до 30%).

Как рассказал Корочкин, сейчас компании используют "серые" схемы в зарплатах, чтобы оптимизировать свои расходы и хоть как-то оставаться на плаву, а на официальных зарплатах сидят только госслужащие и компании, которые не находятся на упрощенной системе налогообложения.

По его словам, занижая зарплаты, бизнес уходит от больших страховых взносов и минимизирует расходы по НФДЛ. Декларировать зарплату сейчас малому бизнесу не по карману, пояснил эксперт.

Проблема "серых денег"

Если полистать прессу – архивную и нынешнюю, – посмотреть статистику, то можно убедиться, что проблема «серых денег» в постсоветской России существовала всегда. Другое дело, что показатель соотношения серых зарплат и ФОТ достигал максимума в каких-то особых случаях. Его нынешний подъем министр Эльвира Набиуллина связала с увеличением страховых платежей во внебюджетные фонды. Рост теневых заработных плат возобновился в 2011 году на фоне резкого подъема ставки страховых взносов, уверена она.

Точку зрения главы МЭР, если провести условный мониторинг, разделяет большинство представителей экспертного сообщества. При этом специалисты отмечают, что в первую очередь уводят зарплаты в тень представители малого и среднего бизнеса, которые получили новую головную боль в виде повышения ставок взносов. Бизнес идет на уловки, чтобы элементарно выжить, резюмируют аналитики.

Есть мнение

Однако часть экспертов убеждена, что нет прямой связи между повышением отчислений в социальные фонды и увеличением числа теневых заработков.

В частности, председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, комментируя ситуацию «Расчету», привел пример: «Когда в начале 2005 года правительство снижало единый социальный налог с 35 процентов до 26 процентов, то оно рассчитывало, что главы компаний будут платить своим работникам меньше «серых денег» и начнут отчислять положенные проценты в пенсионный и другие социальные фонды. Но снижение ЕСН не привело к «обелению» бизнеса». Здесь, по мнению председателя ФНПР, связь опосредованная.

Михаил Шмаков также отметил, что мониторинг, который ведут профсоюзы, не показывает резкого роста зарплат в конвертах. Тут, правда, было указано обстоятельство: мониторинг ведется только в тех компаниях, где есть профсоюзы, которые разъясняют работникам социально-экономические последствия нелегальных выплат.

Такая разница во взглядах – своего рода иллюстрация распространенного в обществе мнения, что в вопросе «серых» зарплат полной ясности быть не может. Как говорится, на то они и серые. 

Жаннат Идрисова, эксперт журнала "Расчет"

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.